Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

Биографический словарь
Э

  • Эйзенштейн Сергей Михайлович (10(22).01.1898–11.02.1948) — режиссер, кинодраматург, теоретик кино, педагог.Родился в Риге, в семье инженера — главного архитектора города. Поступил в Петроградский институт гражданских инженеров. Здесь он увлекается графикой и историей изобразительных искусств. В 1918 г. бросил институт, начал самостоятельную жизнь. Во время Гражданской войны 2 года работает художником-декоратором и плакатистом в частях Западного фронта. Затем получает командировку в Москву на отделение восточных языков Академии генерального штаба, где изучает японские иероглифы и знакомится с восточным искусством. С конца 1920 г. включается в работу Московского театра Пролеткульта. Параллельно учится в Высших режиссерских мастерских у одного из вдохновителей и ведущих мастеров «Левого фронта искусств»— Вс. Мейерхольда. Эйзенштейн в театральных постановках разрабатывал новые принципы организации драматического действия, сближавшие сценическое искусство с цирком и эстрадой («Мексиканец», «Слышишь, Москва», «Противогазы», «Мудрец»). Поиски современного кинематографического языка — открытие новых возможностей монтажа, ритма, крупного плана, ракурса — были осуществлены в снятой на «Мосфильме» серии историко-революционных картин: «Стачка» (1925), «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь» (1927, совместно с Г. В. Александровым). В 1930–1940-е гг. работы Эйзенштейна неоднократно подвергались официальной идеологической критике.
См. альманахи:
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация