Замечания членов Политбюро во время просмотра фильма «Мы из Кронштадта» 29 февраля 1936 г.
Моя краткая запись замечаний по просмотру фильма «Мы из Кронштадта»1 от 29.II-36 г.
Присутствовали: Иосиф Виссарионович [Сталин], Серго [Орджоникидзе], Лазарь Моисеевич [Каганович], Хрущев, Булганин, Реденс и др.
Вначале смотрели спокойно и без особых замечаний. Начальная сцена приезда комиссара показалась чересчур растянутой.
Сцена матросы и женщина и матросы и пехотинцы оценена как надуманная, а выбор актрисы, играющей эту женщину, — неудачным.
Я на это заметил, что эти сцены не вернее ли назвать частично недоделанными, а частично физиология и антагонизм с пехотой пережатыми. С этим тт. согласились, настаивая лишь на том, что актриса явно не на месте.
Следующее замечание вызвал наш обстрел английских судов. К чему показывать непопадание. Для обобщающего фильма такой показ непоказанного врага неправилен. Затянута тревога в связи с обстрелом Кронштадта англичанами.
Сцена колыбельной в детдоме оценена отрицательно как натуралистический показ протекциозного хаоса спящих вповалку людей и пением даже внешне отталкивающей особы.
Бросали такие реплики:
Чушь.
Женщина все портит!
Следующие диалоги и их произношение вызывали возражения:
Не подходи!
Мамзель...
Воюй живей.
Под землей и под водой найду.
Пока жив рабочий класс!
Ленина знаешь?
Дормозоны!
В ходе первой половины фильма и отчасти второй сделано несколько замечаний о крайней слабости сюжета, сильно мешающего восприятию всех эпизодов фильма, не только некоторых подъемных.
Б. Ш[умяцкий] на это ответил, что, конечно, сюжет несовершенен, но что писатель искал оригинальных сюжетных ходов.
На это получил ответ И.В., что поэтому автор и пал жертвой этих поисков, ибо, если бы все это сделать сюжетно стройней, последовательней и менее выспренно, вещь бы от этого здорово выиграла.
Очень хорошо приняли ряд жанровых сцен:
Дети и красноармейцы в детском саду у пулемета, гитары, дети в разговоре с комиссаром, проводы и мать Беспрозванного, чистка мальца-матроса и ряд других.
И.В. наиболее ценной считает сцену потопления, если бы не была растянутой.
С большим волнением смотрели ряд боевых сцен, особенно атаки с Интернационалом, борьбу за окопы, вызов на позицию раненых партийцев и уход туда с ними беспартийных, паника при появлении танка и взрыв его гранатами Василия, оркестр в окопах, атакующие цепи белых, сцена потопления матросов, спасение Артема и уход его в море. Наконец высадка десанта матросов, сбросивших белых в море.
Особенно понравилась финальная фраза фильма:
А ну кто еще хочет Петроград?
По поводу этой реплики И.В. сказал, что она правильная.
Из отдельных образов отметили как значительные — Артемия, отчасти комиссара, но главным образом командира полка. Симпатии к героям были выражены и непосредственно. Когда Артемий после казни выплыл, то И.В. бросил реплику:
Смотрите, смотрите, жив курилка. Молодец!
Или когда он после бегства на лодке в Кронштадт пристает и выходит в юбке на пристань.
Смотри, он еще в юбке. А в конце фильма И.В. сказал об Артеме – из хулиганствующего парня воспитали настоящего революционера.
Отмечаю замечания тт. по отдельным кадрам фильма:
Хрущев. Сцены атаки сделаны сильно.
Серго. Да, до того, что от волнения нельзя сидеть.
И.В. соглашается, но указывает, что только некоторые сцены атаки таковы. В некоторых же есть пустые места.
Тут же снова отмечает, что командир — лучший образ, простой, ясный.
Л.М. А про комиссара этого нельзя сказать. Какой-то мякинный.
И.В. Тут явно перемудрили.
Серго. А сцена паники и бегства матросов тоже сильная.
Л.М. Дает яркое понимание событий и обстановки.
Серго. Очень правдива сцена, когда спящие вытягивают друг у друга котомку. Да и сцена голосования очень ярка.
И.В. и др. тт. соглашаются.
Серго. Именно в присутствии Шумяцкого надо сказать, здорово научились ребята делать картины, да еще на такие трудные темы. Он сам дело освоил и подсобил, да и кадры свои знает и держит.
И.В. В этом суть вопроса. Его кадры трудные, любят кто в лес, кто по дрова. Надо уметь, когда надо пойти против течения. Им, конечно, это не всегда нравится, а нам — да. Его сейчас газеты вперегонку критикуют, а он поступает мудро — работает и выпускает хорошие картины. Кто от этого в накладе?
Серго. Да, уж у нас некоторые любят перегнуть.
Б.Ш. Происходит беседа на эту тему. Просит затем все же дать обобщающую оценку фильма.
И.В. Зачем, все сказано.
Б.Ш. Нужна оценка вещи в целом.
И.В. Ну, провели просмотр. Смотрели не плохо.
Б.Ш. А оценили как?
Серго. Он знает свое: ему подай в общем и целом.
Лаз. Моис. Было уже дано немало замечаний, учтите сами.
И.В. Давайте скажем так: фильм неплохой, а если бы сюжет и некоторые актеры не подкачали, был бы прямо блестящий. Ибо и тема, характер событий и поступки некоторых людей — особенно массовые сцены — сильно волнуют.
Б.Ш. Позвольте это понять так, что фильм хороший, но имеет такие-то и такие-то недочеты.
Серго. Конечно, хороший, сильный. Просто за душу берет.
Хрущев. Это верно. Без волнения нельзя смотреть.
Сван[идзе]. Верно, верно.
Реденс. Ничего не скажешь.
Серго. Конечно, хороший, сильный. Просто за душу берет.
Другие товарищи подтверждают это.
И.В. Конечно, хороший и сильно интересный.
Присутствующие стали настаивать на просмотре фильма «Последний табор». В ходе просмотра некоторые стали хвалить фильм.
И.В. на это указал, что в нем все надумано, малокультурно, технически слабо. Конечно, поют неплохо, но много и ни к чему. Вожак показан утрированным злодеем. Инструктор — баран. Мастера не сумели просто и ясно изложить, в общем интересную тему и материал. Ряд сцен фальшивы — сцена убийства девушки.
Картину смотреть можно, все же поют, танцуют. Но к искусству надо подходить с большими требованиями. Иначе оно будет поверхностно и станет в противоречие с растущим вкусом наших зрителей.
Такие сцены, как битва на кнутах, вызывают ассоциации дуэли. А нужно ли возрождать в массовом искусстве эту дикость, хотя бьются они на бичах крепко.
Некоторые из тт. (жена Сванидзе и еще какая-то) стали говорить в защиту фильма.
И.В. Я не говорю, что фильм надо запрещать, а даю лишь ему оценку.
В конце в третий раз смотрели «Рабоче-крестьянскую», и все единодушно хвалили этот хроникальный фильм и пели его песню.
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 829. Л. 86–90.
Назад