Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

«В ЦЕЛЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ»: А.Н. Яковлев и реабилитация жертв политических репрессий. 1988–1990 гг.
Документ №14

Из стенограммы заседания Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30–40-х и начала 50-х гг.

27.05.1990

Председательствующий тов. Яковлев А.Н.

Яковлев А.Н.: открывает заседание. Уточняет: все ли ознакомились с повесткой дня, есть ли замечания и дополнения? Нет. Тогда начнем работу.

Вопрос первый – подведение итогов деятельности Комиссии.

Записка у вас имеется. Если у кого есть принципиальные замечания, то пожалуйста, а если какие-то редакционные, то на своих экземплярах можно сделать пометки, мы их учтем. Как в принципе, товарищи, подходяще так, чтобы мы доложили Центральному Комитету итоги работы и дали сообщение для печати, как часть вопроса сегодняшнего заседания?

Крючков В.А.: Может быть, действительно, доложить, чтобы побыстрее дело шло.

Яковлев А.Н.: Владимир Александрович1, мы и с Вами, по-моему договорились, чтобы к приезду Михаила Сергеевича2 подготовить или Декларацию, или Указ. Я лично стою за Указ. Декларацию надо представлять Верховному Совету, и опять это все затянется. А все-таки дело это президентское. И чтобы закончить одним Указом3. Я – за это.

Крючков В.А.: Может быть, в такой посылке и пойти. Раньше мы хотели всех реабилитировать. Может быть, действительно, всех реабилитировать. А в отношении тех, о ком могут быть сомнения, надо рассматривать персонально.

Яковлев А.Н.: Да, персонально, если возникнут такие вопросы. А главное, мы совершили большой, огромный политический шаг.

Причем в Указе надо и в отношении крестьян сказать, о чем сейчас выступают и в Верховном Совете, и все наши писатели, и другие товарищи. Вчера опять звонил мне Белов, говорит: «Я опять в Верховном Совете буду выступать, чего вы тянете»... Да, в отношении крестьянства надо сразу сказать. Другой вопрос, как с вопросом возвращения имущества.

Крючков В.А.: Тут много сложных вещей. Главное, определиться принципиально.

Яковлев А.Н.: Да, может, и так. Но может быть, поручения дать какие-то?

Голоса: Да, да.

Крючков В.А.: Я хотел бы тут сообщить товарищам. Недавно у меня была встреча с представителями испанских специальных служб, с4… была встреча, он приезжал в Москву. Ну, разговор был, конечно, не открытый. Я поинтересовался, а как у них с Франко обстоит дело. Все-таки, когда он был там, там сотни тысяч были повешены, расстреляны. Он говорит, вы знаете, мы думали над этим, и решили подвести черту, не копаться ни в той, ни в другой стороне. И более того, поставили памятник и тем, и другим. И сейчас никаких вопросов у нас нет. А я ему говорю, дайте нам Франко, мы вам такую затеем кампанию, что вы с ним будете годами заниматься. Он говорит, мы знаем, вы на это мастера. Вот такая фраза была брошена. По-моему, надо действительно принять Указ, подвести черту и пойти уже дальше.

Яковлев А.Н.: Что, мы еще лет пять будем ковыряться, и без конца царапать раны и сыпать соль на все это. Бесконечные дела...

Так что, товарищи, доложим в ЦК вот таким образом? А что касается Указа, как он будет готов, я членам комиссии его проект подошлю5. <…>



РГАНИ. Ф. 107. Оп. 1. Д. 40. Л. 1–2. Подлинник: Опубл.: Реабилитация: Как это было. Середина 80-х – 1991. М., 2004. С. 449–450.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация