Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

«НАРКОМПРОСУ НЕОБХОДИМО ВЗЯТЬ БОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНЫЙ КУРС...»: Документы ГАРФ и РГАСПИ о введении антирелигиозного воспитания в советской школе в 1928–1929 гг.

Введение антирелигиозного воспитания в школе в 1928/29 учебном году являлось составной частью нового политического курса. Он известен как «великий перелом» в строительстве социалистического общественного строя в СССР. «Великий перелом» стал знаковым явлением и свидетельствовал о решительном намерении ЦК ВКП(б) создать новое общество, согласно марксистско-ленинскому учению не совместимое с религиозным мировоззрением. Совершавшаяся в те годы индустриализация, коллективизация и культурная революция сопровождались идеологической обработкой общественного сознания. Одним из способов являлось антирелигиозное воспитание школьников, посредством которого власть рассчитывала изменить сознание не только детей, но и взрослого населения.

Реализацией нового политического курса занимались партийно-государственные и общественные структуры, которые вовлекались в эту работу, готовили и проводили в жизнь антирелигиозное воспитание в школе.

Возглавлял работу ЦК ВКП(б) и его аппарат. Непосредственно или в составе других проблем вопросы обсуждались на заседаниях его Оргбюро, Секретариата и Политбюро ЦК ВКП(б). Там утверждались постановления и решения, формулирующие содержание политического курса. Их реализация становилась обязательной для нижестоящих партийных органов: крайкомов, обкомов, окружкомов, партийных ячеек в структурах государственного управления, в первую очередь, конечно, системы народного образования, школ, других педагогических учреждений. Рабочим аппаратом являлись Отдел агитации, пропаганды и печати (АППО ЦК ВКП(б) — так отдел назывался в 1928–1929 гг.). Кроме него была Комиссия по проведению декрета об отделении Церкви от государства (переименованная в Антирелигиозную комиссию ЦК). В местных (краевых, областных, окружных) партийных комитетах вопросы прорабатывались соответственно в агитационно-пропагандистских отделах и местных антирелигиозных комиссиях.

В системе Наркомпроса РСФСР (до его реорганизации в 1930 г.) антирелигиозным воспитанием в школе, прежде всего, занималась коллегия наркомата. На ее заседаниях обсуждались и принимались решения о практической реализации политических решений. За научно-педагогическую, идеологическую сторону содержания школьных программ отвечала научно-педагогическая секция Государственного ученого совета. Одно из главных управлений Наркомпроса РСФСР — Главсоцвос и его школьный отдел, отвечали за реализацию содержания образования и его уровень в целом (утверждение и подготовка к печати школьных программ). Заведующий Главсоцвосом М.С. Эпштейн, председатель ГУСа (М.Н. Покровский) и председатель его научно-педагогической секции (Н.К. Крупская) были членами коллегии Наркомпроса.

Важную роль играли общественные организации, в первую очередь, профсоюзные — ЦК работников просвещения, специальный Союз безбожников СССР, комсомольские и пионерские организации. Профсоюз регулярно проводил всесоюзные, республиканские, местные съезды и конференции учителей. На заседания президиума ЦКпроса выносились и получали решение вопросы антирелигиозного воспитания, роли учителей в нем. В ЦК ВЛКСМ на заседаниях его бюро и секретариата, пленумах ЦК также ставились эти вопросы, касающиеся активизации молодежи в антирелигиозном воспитании. Не обошло вниманием эту проблему и Центральное бюро детских коммунистических организаций юных пионеров (ЦБ ДКО ЮП). И, конечно, активнейшую роль играл Союз безбожников СССР (с 1929 г. переименованный в Союз воинствующих безбожников СССР), его рабочий аппарат — исполбюро Центрального совета. На заседаниях исполбюро ЦС, всесоюзных и местных съездах, пленумах как центрального, так и местного (краевых, областных и т.д.) уровнях регулярно обсуждался ход работы. Как в структуре государственных органов управления народным образованием, так и в структуре СВБ на всех его уровнях также создавались свои антирелигиозные комиссии. Они работали в тесном контакте с антирелигиозными комиссиями при местных партийных организациях.

Подготовка к началу наступления на религиозность учащихся, о которой свидетельствовали регулярно проводимые опросы, совпала со временем подготовки к XV съезду ВКП(б). Е.М. Ярославский опубликовал в своем журнале предложения к предстоящему съезду. Он предлагал «решительно бороться с ликвидаторскими настроениями по отношению к антирелигиозной пропаганде». В частности, систематически вводить «темы антирелигиозной пропаганды во всякого рода курсы по переподготовке учителей»1. Тогда же в письме И.В. Сталину Ярославский просил включить в отчет ЦК ВКП(б) XV съезду вопросы антирелигиозной пропаганды2. Сталин, выступая с докладом на этом съезде (проходил 3–7 декабря 1927 г.), отметил «ослабление антирелигиозной борьбы», относя его к недостаткам, которые необходимо ликвидировать3. Однако съезд, полностью погруженный в борьбу с новой оппозицией, этот недостаток не обсудил. Ярославский выступил с большим докладом от Центральной контрольной комиссии. Любопытно, однако, что проблеме антирелигиозной пропаганды не нашлось места даже в специальной резолюции съезда «О работе в деревне».

Но 13 апреля 1928 г. на активе Московской парторганизации состоялся доклад Сталина о работе Апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б). Напомнив реакцию населения на кампанию изъятия церковных ценностей в 1921–1922 гг., он подчеркнул, что теперь важнее «связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с кровными интересами масс и повести ее таким образом, чтобы она, эта кампания, была понятна для масс, чтобы она, эта кампания, была поддержана массами»4.

30 мая — 3 июня 1928 г. при АППО ЦК ВКП(б) состоялось совещание по вопросам культурного строительства. С докладом «Основные задачи агитации, пропаганды и культурного строительства» выступил заведующий отделом А.И. Криницкий. Касаясь вопроса о школе, он отметил: «Антирелигиозная работа в школе недостаточно активна. До последнего времени действовали устаревшие и ошибочные в ряде моментов методические указания о “безрелигиозном воспитании в школе I ступени”… Нельзя, конечно, возвращаться к практике административного уклона в антирелигиозной работе в школе, но категорически необходимо взять гораздо более активную линию систематической борьбы против религиозных предрассудков»5.

20 марта 1928 г. в записке Криницкому председатель Антирелигиозной комиссии ЦК и председатель СБ СССР Ярославский просил поставить доклад СБ на предстоящем совещании при АППО ЦК, а также на Оргбюро ЦК. «Пусть хоть раз в год ЦК заинтересуется, что и как делается в этой области», — писал он6. 8 мая 1928 г. коллегия АППО ЦК, заслушав этот доклад, выделила комиссию для разработки проекта предложений по докладу7.

17 мая 1928 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) Сталин сделал сообщение о баптистах и о мусульманской семинарии8. На заседании Политбюро 24 мая 1928 г. рассматривались «вопросы Ярославского»: о евангелистах, школах мусульманского духовенства, о работе Антирелигиозной комиссии9. Постановили на одном из заседаний Политбюро заслушать доклад Антирелигиозной комиссии10 (заслушан 6 июня 1929 г.11). 13 июня 1928 г. на заседании Антирелигиозной комиссии Ярославский, ссылаясь на поручение ЦК ВКП (б), создал комиссию по подготовке доклада АРК о мерах усиления антирелигиозной работы12.

В июле 1928 г. на заседании АППО ЦК Ярославский докладывал о деятельности СБ и о состоянии религиозного движения в СССР. В материалах к докладу подчеркивалась необходимость партийной поддержки в изменении линии воспитания в школе. «Школа представляет собой наиболее притягательную область для всех религиозных течений и наиболее слабый участок… антирелигиозного… фронта»13. «Особое внимание АППО ЦК обращает на развертывание планомерной борьбы в школах и пионеротрядах», — указывала резолюция, принятая АППО по этому докладу14.

По поручению В.М. Молотова доклад Ярославского передали на рассмотрение Оргбюро ЦК15. В выработке проекта резолюции «О мерах по усилению антирелигиозной работы» к заседанию Оргбюро участвовал заместитель заведующего АППО ЦК Б.С. Ольховый16. Однако в течение нескольких месяцев представление доклада откладывалось17.

Но в Наркомпросе РСФСР до партийных указаний вовсе не бездействовали. В начале 1928 г. в Главсоцвосе приступили к составлению нового методического письма об антирелигиозном воспитании. Данную публикацию открывает служебное письмо инспектора Главсоцвоса Е. Кушнир сотруднику Замоскворецкого совета СБ педагогу И.А. Флерову. Последнего приглашали участвовать в разработке методических материалов по антирелигиозному воспитанию в школе18.

Вторым публикуется письмо М.С. Эпштейна в президиум научно-педагогической секции ГУСа (написано через 3 дня после завершения работы агитпросовещания при ЦК). В нем Эпштейн негативно оценил прежнее методическое письмо ГУСа «О безрелигиозном воспитании». Позднее этот текст вошел в методическое письмо № 15 Главсоцвоса «Антирелигиозное воспитание в школах повышенного типа»19.

Далее представлен план антирелигиозной работы, утвержденный президиумом ЦКпроса 13 ноября 1928 г. Этот план было предложено обсудить на коллегии Наркомпроса20. Присутствовавший на заседании инспектор Главсоцвоса И.И. Векслер, докладывая Эпштейну о решениях президиума ЦКпроса, обращал внимание на настоятельные просьбы учительского профсоюза ускорить выпуск писем21.

Затем публикуются следующие документы Наркомпроса РСФСР: выписка из протокола закрытого заседания его коллегии от 9 декабря 1928 г., на котором было сделано сообщение заместителя наркома В.Н. Яковлевой «О пересмотре вопроса об антирелигиозной работе в школе» и решено поставить на рассмотрение методическое письмо об антирелигиозном воспитании в школе, подготовленное Главсоцвосом (в комиссию по редактированию методического письма «Антирелигиозное воспитание в школах повышенного типа» впоследствии вошли нарком просвещения А.В. Луначарский, В.Н. Яковлева, Н.К. Крупская, заместитель заведующего Главсоцвосом М.М. Пистрак)22; тезисы доклада Векслера «Об очередных мероприятиях по антирелигиозной работе в школе»; протокол совещания инспекторов школьного отдела от 20 декабря 1928 г., на котором обсуждался доклад Векслера.

Вопрос об усилении антирелигиозной работы Оргбюро ЦК рассмотрело 10 декабря 1928 г. Публикуются выдержки из доклада Ярославского и стенограмма заседания. Дается и выписка из протокола заседания Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1928 г., на котором Ярославский продолжал отвечать своим оппонентам. 2 января 1929 г. АРК поддержала проект постановления Оргбюро ЦК «О мерах усиления борьбы с религией» с поправками и дополнениями Крупской и других членов комиссии ЦК23. 7 января 1929 г. Оргбюро утвердило проект резолюции. Окончательная редакция была поручена Ярославскому и Л.М. Кагановичу. Резолюцию направили на утверждение Политбюро ЦК24.

24 января 1929 г. Политбюро ЦК утвердило резолюцию «О мерах по усилению антирелигиозной работы»25. 14 февраля ее в виде циркулярного письма ЦК ВКП(б) разослали местным партийным организациям. С грифом «секретно» письмо подписал Каганович26. Оно и завершает данную публикацию.

Представленные документы Наркомпроса РСФСР хранятся в фондах Государственного архива Российской Федерации: Наркомпроса (Ф. 2306) и Главсоцвоса (Ф. 1575). Документы Оргбюро, Антирелигиозной комиссии ЦК ВКП(б) хранятся в фондах Российского государственного архива социально-политической истории: ЦК ВКП(б) (Ф. 17) и Е.М. Ярославского (Ф. 89). Копия циркулярного письма ЦК ВКП (б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы» выявлена в фонде Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК в ГАРФ.

Текст документов воспроизводится по современным правилам правописания с сохранением стилистики оригинала. Сокращения раскрыты в квадратных скобках.

 

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии В.А. Шевченко

© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация