Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

«ИНОГДА МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВОТ-ВОТ НЕМНОГО, И Я СОЙДУ С УМА...»: Исповедь писателя В.П. Беляева И.В. Сталину и «дело» киностудии «Ленфильм». 1936–1937 гг.

Биографические статьи об авторе популярной трилогии «Старая крепость», за редким исключением, благополучно перекочевали из энциклопедий советской эпохи в современные российские издания и Интернет. Читатели узнают из них о том, что, вступив по убеждению в ряды ВКП(б) в 1931 г., В.П. Беляев никогда в конфликт с коммунистической идеологией, цензурой и окружающей действительностью не вступал и к нему никаких претензий партийные органы никогда не предъявляли. В них ничего не говорится о тяжелых душевных страданиях начинающего литератора, вынудивших его пожаловаться лично И.В. Сталину, и о том, что в действительности был период времени, когда не только творческая карьера, но и жизнь молодого писателя висели на волоске.

Более десяти лет назад была впервые обнародована докладная записка И.В. Сталину и Н.И. Ежову (Док. № 7), а позднее постановление уполномоченного Комиссией партийного контроля при ЦК ВКП(б) по Ленинградской области (Док. № 5), из которых следовало, что в 1936 г. В.П. Беляев, тогда сотрудник сценарного отдела киностудии «Ленфильм», был исключен из партии за то, что «стенографировал, воспроизводил и распространял контрреволюционные материалы о С.М. Кирове», а «весь материал в целом» о писателе и других работниках киностудии был передан на рассмотрение в НКВД. Однако авторы-подготовители научных изданий не ответили на поставленные ключевые вопросы: кто и почему инициировал расследование «дела», как оно проходило, в чем заключалась «контрреволюционность» собранного Беляевым материала и как завершилась эта история с известнейшим впоследствии советским писателем?1

В настоящем альманахе указанное выше постановление и докладная записка повторно публикуются по другому источнику без искажений. К ним прилагаются сопутствующие документы — стенограммы допросов, проводившихся уполномоченным КПК и партийными следователями, объяснения «репрессированных», выдержки из многочисленных обращений Беляева во все инстанции и, наконец, к Сталину, которые раскрывают механизм партийного «судопроизводства» и его последствия. Публикуемые документы также позволяют частично реконструировать собранные Беляевым воспоминания, которые были объявлены партийными контролерами «контрреволюционными», «клеветническими», «порочащими С.М. Кирова» и немедленно уничтожены.

В крамольных, по мнению цензуры, материалах речь шла о пьянстве Кирова и его приятелей в годы ученичества в Казани, любовных похождениях и других доступных увеселениях молодежи дореволюционной России. Результатами следствия, проведенного самым жестким образом, стали исключения из партии и выговоры. Беляев почти месяц находился в тюрьме НКВД, но был освобожден «за недоказанностью улик». Руководители киностудии в дальнейшем были осуждены как «вредители», «участники антисоветской правотроцкистской террористической организации» и расстреляны.

Публикуемые в альманахе документы со всей очевидностью указывают на причину беспощадной расправы. Собранные воспоминания о юности одного из «вождей», по официальной версии «злодейски убитого шайкой троцкистско-зиновьевско-фашистской сволочи» и канонизированного пропагандой, возрождали и подпитывали слухи и анекдоты об образе жизни и интимных пристрастиях Кирова, циркулировавшие в Ленинграде после выстрела в Смольном в 1934 г.2

Отправляя письмо (Док. № 10), по жанру представляющее собой своеобразную помесь исповеди с челобитной, опальный писатель верил, что оно «дойдет» до Сталина. Действительно, на автографе имеются следы прочтения, но нет ничьей резолюции. Возможно, что вместо Сталина письмо внимательно прочел Е. Ярославский, распорядившийся «еще раз рассмотреть дело» (Док. № 11).

Процедура восстановления В.П. Беляева в партии с прежним стажем была долгой и мучительной для писателя. Вплоть до начала Великой Отечественной войны он вынужден был безрезультатно доказывать свою преданность режиму, смывать с себя клеймо, поставленное ленинградскими партийными функционерами в сентябре 1936 г.

Материалы «дела» киностудии «Ленфильм» и автографы писем В.П. Беляева хранятся в Российском государственном архиве социально-политической истории в составе делопроизводства бывшего КПК при ЦК ВКП(б).

 

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии Н.А. Сидорова

© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация