Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА ИНФОРМИРУЕТ
Раздел 3. СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА 1939—1940 гг.
Документ №3.7

Укрепление Карельского перешейка, вооружение финляндской армии и вопрос об Аландских островах: из информационного сборника с обзором иностранной печати Разведотдела Ленинградского Военного Округа


Июнь 1939 г.


Финляндия


Укрепление Карперешейка

4-го июня 1939 года для производства работ по укреплению Карперешейка начали прибывать добровольцы-шюцкористы.

Первую партию добровольцев встречал начальник шюцкора генерал Мальберг с начальником штаба шюцкора полковником Мартола. Там же присутствовали начальник Кюманского шюцкоровского района полковник Вяйно и пом. начальника Выборгского шюцкорского района подполковник Вилла.

(Лаатока, 6.6.39 г.)

Штаб шюцкоровского округа Сортавала отправляет первую партию добровольцев для производства оборонительных работ. Предполагается провести сбор в 4-х пунктах округа: в Вяртсаля, Маткаселькя, Сортавала и в Елисенваара.

(Лаатока 1.6.39 г.)

<...>


Усиление вооружения финляндской армии

Ниже приводятся выдержки из доклада министра обороны Финляндии Ниуканнен на съезде аграрной партии в Хельсинки.

«...В настоящий момент вопрос обороны страны является для Финляндии центральным. На усиление армии в течение 1939—40 г. запланировано использовать 800 млн марок от размещения займа и 800 млн марок, отпускаемых помимо этого правительством.

Кроме того, в текущем году получен за границей заем в сумме 350 млн марок. Таким образом, военные расходы в этом году выразятся в сумме около 2 миллиардов марок.

Выполнение запланированных программой поставок армии оружия, снарядов, технического вооружения и т. д. значительно продвинулось вперед с расширением государственного авиационного и порохового заводов, с окончанием строительства артиллерийского завода и благодаря освоению большой группы частных заводов по изготовлению военного снаряжения. Благодаря строительству военных заводов военная промышленность страны сумеет выполнить всю программу поставок.

Достигнуты большие успехи в деле обучения и приведения в порядок вооруженных сил. С этой целью в Хельсинки организован новый зенитный полк, личный состав авиационных полков пополнен, материальная часть авиации пополнена и обновлена, начато строительство новой авиационной базы в Средней Финляндии (имеется в виду строительство авиабазы в Ювяскюля). Отпуск средств на боевую подготовку увеличился, особенно на подготовку летного состава и огневую подготовку. В текущем году армия расходует патронов на огневую подготовку в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. Усиление боевой подготовки относится не только к армии, но и к шюцкору. Увеличивается кадровый состав руководителей шюцкоровских организаций и, в частности, увеличивается число начальников шюцкоровских районов и младших военных инструкторов.

Увеличивается отпуск средств шюцкору. Особое внимание уделяется пограничным шюцкоровским организациям...».

«...Официальные расходы на вооруженные силы по бюджету 1939 г. составляют 1 172 млн марок. Дополнительно отпущено 358 млн марок на обеспечение поставок и строительство учебного центра армии на Карперешейке и из средств на подготовку международной олимпиады отпущено 27 млн марок на строительство новой кадетской школы (Ред.—здания олимпиады, после окончания таковой, будут переданы министерству обороны). Таким образом, вооруженные силы в 1939 году получают 1 557 млн марок, или в 2 раза больше годового ассигнования несколько лет тому назад...».

«...Особенно тесное сотрудничество поддерживалось с вооруженными силами Швеции. Это диктовалось необходимостью выработать действенные мероприятия на случай обеспечения жизненных интересов обоих государств...».

(Хелсингин Саномат)


Аландские острова и Германия

В статье «Аландские острова — путь железной руды» Андре Шастен пишет, что 28.9.38 г., когда нависла угроза войны, в бассейне Балтийского моря имел место ряд фактов, которые имеют особое значение в свете теперешних событий. В то время как Англия принимала решение мобилизовать свой флот, одна дивизия германского флота, имеющая стоянку недалеко от шведского побережья, готовилась соединиться в районе Аландских островов с кораблями, прибывшими из Кенигсберга. Эти маневры вызвали беспокойство в Финляндии, которая сосредоточила в Або четыре батальона, предназначавшихся для отправки в случае тревоги в Мариенгамн (столица островов). Однако, учитывая слабость своих вооруженных сил, Финляндия обратилась к Швеции с просьбой о помощи, которая была ей оказана.

Эта перегруппировка войск и флотов свидетельствует о стратегическом значении Аландских островов.

Архипелаг состоит из 6 500 островков, из которых населены лишь 200. Острова имеют равнинный характер, покрыты сосновым лесом и не лишены естественных богатств. Население островов численностью 28 тыс. говорит на шведском языке.

Острова занимают исключительное положение при входе в Ботнический залив. Они удалены от шведского побережья лишь на 40 км и от побережья Финляндии на 80 км. Расстояние между Мариенгамн и Стокгольмом может быть покрыто на самолете в 20 минут. Этот архипелаг находится на расстоянии 450 км от Ленинграда, 800 км от Москвы, 650 км от Данцига, 300 км от Мемеля, 700 км от Копенгагена.

В 1917 г. Швеция предприняла крупные дипломатические шаги с целью добиться присоединения этого архипелага. Вопрос об этом был внесен на рассмотрение совета Лиги наций, который в 1921 г отклонил эти претензии и с некоторыми оговорками признал суверенитет Финляндии над островами.

Представители Англии, Франции, Финляндии, Швеции, Латвии, Эстонии, Дании, Германии и Италии в Лиге наций ратифицировали 20.10.21 г. конвенцию, по условиям которой эти острова должны были быть полностью демилитаризированы.

В июле 1938 г. Швеция и Финляндия потребовали пересмотра положения об Аландских островах. Оба государства опубликовали свои намерения относительно обороны архипелага.

Спустя небольшой промежуток времени в Хельсинки собралась конференция представителей этих двух государств и от населения Аландских островов. Представители от населения настаивали на получении гарантии, что меры обороны не затронут их административной автономии. 7.1.39 г. было достигнуто соглашение в Стокгольме.

Выдвигаемая Швецией и Финляндией оборона Аландских островов касалась лишь наиболее уязвимых пунктов этого архипелага. Было обусловлено, что наблюдение за этими укреплениями будет поручено финляндской армии. Было постановлено создать оборонительные укрепления не на центральном острове, на котором находится порт Мариенгамн, а на нескольких островах, расположенных южнее. На островах Кекар и Лангсва намечалась установка батареи для совместных действий с артиллерий в Нортелье (на шведском побережье) и на территории Финляндии. По-видимому, этот заградительный огонь мог бы обеспечить защиту Ботнического залива. С другой стороны, предполагалось создать наблюдательные посты для самолетов, несущих полицейскую службу в воздухе. Наконец, намечалось путем минных полей изолировать эти укрепленные острова.

В случае конфликта Аландские острова могут быть использованы для авиационных баз. Однако этот архипелаг фактически командует над одним из главных экономических путей Скандинавии — над путем, по которому идет железная руда из Швеции и Норвегии. Продукция этой руды значительна. Из Швеции ежегодно транспортируется 13 млн т руды, из Норвегии — 1 млн т. Большая часть этой руды поглощается Германией (в 1938 г. Германия купила в Швеции 10 млн т руды). Во время войны движение через Нарвик будет прекращено. Таким образом, вывоз железной руды из Лапландии будет сосредоточен в Лулеа. Этот порт замерзает зимой. Конечно, не без причины некоторые круги Швеции и Германии предусматривали оборудование в 150 км от Стокгольма порта, который мог бы в случае необходимости заменить порт Лулеа.

Нет основания предполагать, чтобы Германия могла бы когда-либо отказаться от вывоза из Швеции необходимого для военной промышленности сырья. Поэтому ей необходимо обеспечить себе полный контроль над Ботническим заливом. В этом отношений Аландский архипелаг является ключевой позицией.

Фашистские руководители учитывают, что экономически они зависят от Аландских островов, причем в случае необходимости острова могут служить авиационными базами против СССР, Польши и балтийских государств.

Копенгагенская газета «Политикэн» опубликовала 16.4.39 г. за подписью своего берлинского корреспондента телеграмму, значение которой нельзя не учесть. Финляндия для того, чтобы изменить конвенцию 1921 г., должна получить согласие держав, подписавших эту конвенцию, в числе которых были Германия, Франция, Англия, а также балтийские государства, заявившие о своем благоприятном отношении к вопросу о пересмотре договора. Германский ответ несколько замедлился. Общий смысл этого ответа теперь известен. В принципе Германия относится благоприятно к требованиям Финляндии, но — и это является главным — она не признает за Финляндией и Швецией права своими собственными средствами организовать эффективную оборону этого архипелага. Это означает, что Германия хочет сама наблюдать за безопасностью этих островов. Другими словами, она не скрывает больше своего стремления, в случае необходимости захватить эти острова, расположенные на одном из самых важных перекрестков морских путей в Балтийском море.

В некоторых скандинавских кругах считали, что ремилитаризация Аландских островов внесет новый элемент безопасности в эту зону, где идет борьба сильных антагонизмов. Исходя из этого, имелась в виду целая система обороны. Совершенно очевидно, что резкий ответ Германии снова ставит под вопрос всю проблему безопасности Скандинавии. Северные страны не могут больше игнорировать реальные опасности, которым подвергается их традиционный нейтралитет.

(Эроп Нувель 29.5.39 г.)

<...>

РГВА. Ф. 25888. Оп. 11. Д. 91. Л. 2—2об, 3—3об. Типографское издание. Копия.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация