Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №18

Запись беседы посланника СССР в Ливане и в Сирии Д.С. Солода с А. Гейлани

10.05.1948
Секретно

Как было условлено при случайной встрече, Гейлани зашел в миссию и в беседе рассказал следующее:

1. Развитие палестинских событий в огромной мере подорвало авторитет Арабской лиги, нынешних руководителей арабских стран, особенно в Сирии и в Ливане, и иерусалимского муфтия Хадж Амина аль-Хусейни, которые являлись главными инициаторами и проводниками нынешнего курса активной вооруженной борьбы арабов против евреев в Палестине. В своих призывах к вооруженной борьбе и в своих обещаниях сохранения арабского характера Палестины они зашли настолько далеко, что, в конце концов, им удалось уверить широкие арабские массы в успешном исходе этой борьбы и внушить столь сильные националистические настроения, перешедшие в крайний шовинизм, которые в общей сложности привели к всеобщему возбуждению в арабских странах. Однако неспособность Арабской лиги, иерусалимского муфтия и нынешних арабских руководителей организовать борьбу в Палестине, дезорганизация в арабской армии освобождения, потеря арабских позиций и особенно падение Хайфы вызвали чрезвычайно сильное недовольство в арабских массах, оттолкнули их от нынешних организаторов этого движения и привели к резкой и серьезной критике даже со стороны таких арабских деятелей, как министр внутренних дел Ливана Камиль Шамун и б[ывший] министр просвещения Сирии, депутат эмир Адель Арслан.

2. В процессе организации вооруженной борьбы в Палестине выяснилось, что сирийская армия является чрезвычайно слабой, плохо организованной, недостаточно обученной и почти безоружной. При этом Гейлани заметил, что англичане оказали весьма сильное сопротивление вооружению сирийской армии. Он лично через американцев хотел поставлять оружие сирийской армии, но англичане и их сторонники в сирийском правительстве затормозили дело.

Слабость сирийской армии оказалась настолько разительной, что когда президент Сирии Шукри аль-Куатли вызвал командующего сирийской армией генерала Абдаллу аль-Атфе и спросил, сколько солдат может выделить Сирия для посылки в Палестину, то последний назвал только 1.000 человек из 15.000 всей численности сирийской армии. Таким образом, выяснилось весьма скандальное положение.

Кроме того, сирийское правительство весьма обеспокоено чрезвычайно напряженным положением внутри страны, так как такие мохафезаты, как Джебель-Друз и Латакия, в которых друзы и алавиты подвергались гонениям и притеснениям в силу проводившейся сирийским правительством неразумной политики репрессий против друзов и алавитов, могут подняться против правительства, в случае начала какого-либо движения в Сирии. К тому же, сирийские бедуины вызывают большое беспокойство сирийского правительства, ибо среди них имеется большое число убежденных сторонников короля Абдаллаха, не отказавшегося от своего проекта создания Большой Сирии.

Численность ливанской армии не превышает 3.500 человек, поэтому Ливан вообще не может выделить ни одного солдата для Палестины.

Египет, ввиду своих особых отношений с Великобританией и весьма неуверенного положения нынешнего правительства и вообще правящих классов внутри страны, опасается посылать свои войска в Палестину, стремясь ограничиться согласием на денежную помощь палестинскому делу.

Саудовская Аравия воздерживается от посылки своих войск в Палестину, так как, в связи с возросшей популярностью короля Трансиордании Абдаллаха, она не исключает возможности его нападения на Саудовскую Аравию для отвоевания Хиджаза.

Только Ирак идет безоговорочно вместе с Трансиорданией, но и в Ираке имеется много внутренних опасностей.

3. За последнее время положение короля Трансиордании Абдаллаха заметно улучшилось и возросла его популярность. Основными причинами этого улучшения позиции и роста популярности Абдаллаха являются его открытая критика действий арабских руководителей, поэтому вполне естественно, что недовольство арабских масс действиями руководителей перешло в благоприятное отношение к Абдаллаху, полная несостоятельность добровольческой арабской армии в Палестине в борьбе с еврейскими вооруженными организациями, что вызвало более чем неприязненное отношение к добровольцам и перенесло все надежды на трансиорданскую армию, известную под именем арабского легиона, которая хорошо подготовлена, весьма оснащена оружием и приучена к дисциплине — все это представило ее в глазах широких арабских масс, весьма подогретых к занятию Палестины, единственной реальной силой, способной осуществить это занятие, всемерное укрепление англичанами позиции Абдаллаха и поддержка своей агентурой среди нынешних арабских руководителей Абдаллаха.

4. Слабость Сирии, нерешительность Египта, опасения Саудовской Аравии и невозможность отступления перед распропагандированным общественным мнением в арабских странах вынудили названные страны согласиться на то, чтобы Абдаллах возглавил движение военного вторжения в Палестину. При этом Гейлани отметил, что Сирия не верит Абдаллаху и начала стягивать в Дамаске всех его противников. В частности, в Дамаск прибыл иерусалимский муфтий, который является центром группировки и активизации антигашемитских элементов. Саудовская Аравия также начинает активизировать деятельность находящегося в Риаде б[ывшего] иракского премьера и главаря восстания в мае 1941 г. Рашида Али Гейлани и предпринимает меры для достижения примирения между ним и муфтием, так как, по словам Гейлани, в Германии во время второй мировой войны они якобы разошлись во взглядах. Но хашемиты также не остаются бездейственными и начали предпринимать меры к нейтрализации гейланистов. Так, например, на днях в Ираке освобожден из заключения б[ывший] министр внутренних дел в правительстве Гейлани Шевкет Наджи, который по замыслу иракского регента должен перетянуть большую часть гейланистов на сторону нынешнего иракского правительства.

5. Используя создавшееся тяжелое положение арабских правительств и Арабской лиги, Абдаллах еще до своего военного вступления в Палестину добился ряда серьезных уступок со стороны арабских стран. Так, например, сначала Сирия настоятельно добивалась образования палестинского арабского правительства и предлагала все действия по захвату Палестины проводить от имени и под руководством этого правительства, однако Абдаллах решительно воспротивился этому предложению, и Сирия вынуждена была уступить.

Это означает, что Абдаллах преследует свои собственные цели в Палестине, которые не соответствуют намерениям остальных арабских стран. Основной из этих целей Абдаллаха является захват в первую очередь арабской части Палестины. Но вместе с тем Гейлани уверен в том, что Абдаллах обязательно попытается захватить также и еврейскую часть Палестины. Причем, если первый основной бой с евреями будет удачным, Абдаллах, безусловно, продолжит продвижение для захвата всей еврейской части Палестины, если же первый бой будет неудачным и атаки Абдаллаха будут отбиты евреями, то он прекратит наступление и всю вину за свои неудачи свалит на остальные арабские страны.

6. Главной целью Абдаллаха и стоящих за ним англичан в подготовке вооруженного захвата Палестины, всей или только арабской ее части, является последующее создание Большой Сирии. Причем если Абдаллаху удастся захватить всю Палестину, что весьма маловероятно, то его популярность, сила и значение возрастут до такой степени, что никто из нынешних арабских руководителей не осмелится противиться ему в его замысле, если же он ограничится захватом только арабской части Палестины, то он сможет выдвинуть столь серьезные обвинения против нынешних сирийских руководителей и они станут настолько непопулярными в широких массах, а сторонники Большой Сирии станут настолько сильными, что для Абдаллаха не составит больших затруднений осуществление его планов, тем более, что премьер-министр Сирии Джамиль Мардам-бей никогда не отказывал в поддержке большесирийскому движению.

Преимущественность нынешнего положения Абдаллаха заключается еще и в том, что сейчас никто не может выступить против него и против его настоящих намерений, ибо арабское общественное мнение находится пока что на его стороне, и всякий, кто попытался бы напасть на него с тыла, будет рассматриваться изменником арабского дела.

Коснувшись положения Ливана в отношении будущей Большой Сирии, Гейлани рассказал, что, по общему мнению большинства большесирийцев, в том числе и самого Абдаллаха, Ливан должен оставаться независимым и вне Большой Сирии, так как в Ливане необходима такая обстановка, чтобы христиане не ощущали страха со стороны мусульман и не искали протекции христианской державы или не создавали бы претекста для вмешательства западноевропейских держав в ливанские дела.

Примечание: Сообщение Гейлани заслуживает серьезного внимания, ибо во многих пунктах оно соответствует ходу развития нынешних событий, связанных с разрешением палестинского вопроса.

Посланник Д. Солод

АВП РФ. Ф. 0106. Оп. 7. П. 8. Д. 7. Л. 102—105а.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация