Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №125

Запись беседы посланника СССР в Сирии С.С. Немчины с министром национальной обороны Сирии М. аль-Давалиби

31.03.1954
Секретно

24 марта с.г. нанес первый протокольный визит сирийскому министру национальной обороны Мааруфу ад-Давалиби.

Во время беседы Давалиби подчеркнуто старался представить себя в качестве сторонника развития дружественных отношений между Сирией и Советским Союзом. В этой связи он, в частности, напомнил, что еще в 1950 году, когда он был министром национальной экономики, он первый выступил за заключение торгового соглашения между Сирией и Советским Союзом. По его словам, он-де всегда выступал против проектов создания блоков на Ближнем и Среднем Востоке, направленных против Советского Союза. Он подчеркнул, в частности, что, будучи председателем Сирийского парламента в 1951 году, он решительно выступил против планов создания т[ак] н[азываемого] «Средневосточного командования», что, по его словам, послужило поводом для широкого народного движения в стране против принятия предложения западных держав (США, Англии и Франции) и Турции о создании упомянутого «Средневосточного командования». Давалиби считает, что подобная позиция, занятая им в то время в отношении планов создания «Средневосточного командования», явилась одной из основных причин государственного переворота в Сирии в 1951 году и способствовала-де быстрому в то время признанию со стороны западных держав режима Шишекли. Он заметил при этом, что ему достоверно известно, что бывший президент Ливана Бишара аль-Хури на вопрос о том, почему США, Англия и Франция так быстро признали в 1951 году режим Шишекли, будто бы ответил, что это сделано для того, чтобы избавиться от Давалиби (Давалиби был накануне переворота премьер-министром).

Далее Давалиби подчеркнул свою неприязнь к американцам. Он указал, что его участие в нынешнем правительстве Асали вызывает большое недовольство в США. По его словам, на прошлой неделе к нему приезжали из США две делегации представителей прессы с целью выяснить его нынешнюю политическую позицию. Этим корреспондентам он будто бы ответил, что он продолжает придерживаться своих прежних политических взглядов, что он является националистом и что он стоит за укрепление связей с Советским Союзом. Давалиби подчеркнул также, что он заявил американским корреспондентам, что он, как и ранее, выступает против планов западных держав, направленных на создание блоков на Ближнем и Среднем Востоке.

Далее Давалиби рассказал, что некоторое время тому назад он обратил внимание американского посла в Сирии Муза на то, что израильские войска в пограничных инцидентах используют против Сирии новейшее американское оружие. При чем Давалиби якобы упрекнул американского посла, что-де когда США предлагают военную помощь Сирии, то они требуют от нее гарантий, что американское оружие не должно применяться против Израиля, но что в то же самое время США дают оружие Израилю без всяких условий и он применяет его против Сирии и других арабских стран. Этот упрек Давалиби вызвал будто бы недовольство американского посла, который якобы не преминул высказать свое недовольство в беседах с другими министрами.

Затем, вернувшись снова к вопросам отношений между Советским Союзом и Сирией, Давалиби заявил, что он считает, что в настоящее время имеется больше, чем раньше, возможностей для заключения торгового соглашения между Советским Союзом и Сирией. Поэтому он намерен выдвинуть проект создания специальной компании (общества) по закупке товаров в СССР. Эта компания, по его замыслам, должна будет установить конкретные тесные связи с советскими торговыми организациями, закупать у них советские товары и затем продавать эти товары в Сирии. (Если мне память не изменяет, Давалиби не впервые выдвигает планы создания специальной компании по торговле с СССР. За планами создания такой компании, как мне кажется, скрывается попытка установить контроль над торговлей с Советским Союзом и тем самым изолировать сирийских торговцев от прямой торговли с СССР, а также использовать торговлю советскими товарами в интересах обогащения определенной группы лиц.)

В этой связи в общих выражениях я сказал Давалиби, что Советский Союз всегда стоял и стоит за развитие торговых отношений со всеми странами на взаимовыгодной основе и что я не вижу каких-либо препятствий к укреплению торговых связей между Советским Союзом и Сирией. В подтверждение своих слов я сослался на то, что совсем недавно между Советским Союзом и Египтом было заключено торговое соглашение, что переговоры о заключении торгового соглашения ведутся между СССР и Ливаном. Я отметил также, что торговля с Советским Союзом может вестись и без специальных торговых соглашений, как это имеет место сейчас между СССР и Сирией, а также с рядом других стран.

В ходе дальнейшей беседы Давалиби спросил, не смог бы Советский Союз снабжать сирийскую армию оружием и снаряжением или оказать Сирии помощь в покупке оружия в Чехословакии или в какой-либо другой стране. Я уклонился от ответа на такой вопрос. Однако Давалиби, возвратившись снова к вопросу об оружии, заметил, что он, разумеется, не ждет от меня ответа в настоящее время, но что он ставит этот вопрос в предварительном порядке и рассчитывает в последующих беседах со мной вернуться к этой проблеме. Я уклонился от ответа на это замечание и перевел разговор на другую тему.

Сославшись на то, что в прессе в последнее время очень много пишут о новых попытках США и других западных государств создать военный блок на Ближнем Востоке и тем самым использовать территорию стран Ближнего Востока в качестве плацдарма для подготовки новой войны против СССР, я спросил Давалиби, какова позиция сирийского правительства в отношении создания военного союза между Пакистаном и Турцией. Давалиби уклонился от прямого ответа на этот вопрос, заявив, что, мол, нынешнее сирийское правительство является временным (переходным) и что оно занимается главным образом внутренними делами, а на все внешние проблемы пока «закрывает глаза». По этой причине сирийское правительство, сказал Давалиби, воздерживается пока от определения своей позиции в отношении пакистано-турецкого пакта.

В остальном беседа интереса не представляет. Беседу переводил 3-й секретарь Миссии т. Румянцев В.П. Беседа продолжалась около 40 минут.

Посланник СССР в Сирии С. Немчина

АВП РФ. Ф. 0128. Оп. 17. П. 20. Д. 4. Л. 51—54.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация