Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №75

Телеграмма посла СССР в Ливане С.П. Киктева в МИД СССР

23.05.1958
Строго секретно

Вне очереди

23 мая вечером посетил министра иностранных дел Малика по его приглашению.

Малик сообщил, что ливанское правительство обратилось 22 мая в Совет Безопасности с жалобой на ОАР, обвиняя ее во вмешательстве во внутренние дела Ливана. Малик вручил мне текст жалобы (передается клером) и сказал, что ливанское правительство не потребовало определить дату разбирательства его жалобы в Совете Безопасности, так как перед этим, 21 мая, оно обратилось с такой же жалобой в Совет Лиги Арабских стран и хочет, чтобы эта жалоба предварительно была рассмотрена в арабской лиге. Совет Безопасности будет рассматривать ливанскую жалобу, по-видимому, 28 мая, если до этого не произойдет резкого ухудшения международной обстановки, что могло бы повлечь немедленный созыв Совета Безопасности.

Малик сказал, что ливанское правительство хотело бы предварительно проконсультироваться по указанному вопросу с СССР, как постоянным членом Совета Безопасности, а во время разбирательства этого вопроса — просит СССР «подойти к нему так, как он того заслуживает».

Обещал передать в Москву сказанное Маликом.

Затем, предупредив, что высказываю свое личное мнение, сказал, что, как мне представляется, обращение Ливана с жалобой на ОАР в Совет Безопасности не способствует укреплению арабского единства и стабильности в этом районе.

В ходе беседы поинтересовался в личном порядке: позицией ливанского правительства в отношении возможности урегулирования вопроса между Ливаном и ОАР в дружественном порядке, наличием у ливанской стороны доказательств в обоснование ее жалобы и позицией ливанского правительства в связи с намерением США, Англии и Багдадского пакта осуществить военную интервенцию в Ливане.

Малик сказал, что ливанское правительство хотело бы решить этот вопрос в дружественном порядке и что он лично готов выехать в Каир, если это потребуется для нормализации отношений. Однако правительство ОАР отвергло ливанскую ноту. На мое замечание об известной речи Насера об уважении ливанского суверенитета со стороны ОАР Малик сказал, что в этой речи наряду с выражением дружбы к Ливану содержались нападки на ливанское правительство.

Из высказываний Малика относительно доказательств можно было понять, что они в основном сводятся к записи на пленку передач радио Дамаска. Малик намерен на заседании Совета Безопасности продемонстрировать эти записи. Кроме того, он сошлется на факты «проникновения вооруженных банд» из Сирии на ливанскую территорию.

По третьему вопросу Малик не дал прямого ответа, но можно было понять, что он положительно относится к идее интервенции со стороны Запада и Багдадского пакта. Он сказал, что ливанское правительство твердо намерено «защищать независимость Ливана», что западники «заинтересованы в разрешении ливанского вопроса, они не останутся в стороне и не будут сидеть сложа руки», но ливанское правительство «не хочет осложнять дела в международном плане».

Высказался в духе заявления ТАСС от 19 мая.

Киктев

АВП РФ. Ф. 059. Оп. 40. П. 7. Д. 32. Л. 164—166.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация