Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
НЕМЦЫ В ИСТОРИИ РОССИИ. 1652-1917
Документ №81

Решение государственного совета о повышении подати с лифляндских колонистов, утвержденное Александром I

09.03.1824
29.833. — Марта 10. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета. — О возвышении поземельной подати, платимой Лифляндскими колонистами.

Государственный Совет в Департаменте Государственной Экономии и в Общем Собрании, рассмотрев представление Управляющего Министерством Внутренних дел, о возвышении платимой Лифляндскими колонистами поземельной подати, по случаю оконченной ими уплаты казенной ссуды, и находя мнение Управляющего Министерством Внутренних дел по сему предмету правильным, полагает: оное утвердить.

Резолюция. Его Императорское Величество, воспоследовавшее мнение в Общем Собрании Государственного Совета, о возвышении поземельной подати, платимой Лифляндскими колонистами, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить. Председатель Государственного Совета.

Донесение Управляющего Министерством Внутренних дел. В Венденском уезде Лифляндской Губернии, на казенных мызах: Гиршенгоф и Гельфрейхсгоф, поселены в 1766 и 1769 годах Немецкие колонисты по заключенному с оными особому контракту. В контракте том постановлено было между прочим, чтобы поземельную подать взыскивать с колонистов по оценке их земли.

Колонисты сии, порученные в непосредственное заведывание Лифляндскому Гражданскому Губернатору, с 1797 года платили в казну поземельной подати по 13 талеров и по 2 талера в уплату сделанной им ссуды с каждого семейства, на основании указа Правительствующего Сената Лифляндской Казенной Палаате от 5 Сентября 1785 года, в котором сказано было также, чтобы по выплате долга, умножить поземельную подать навсегда до 15 талеров.

Казенный долг, который с 1815 года, по назначаемым ежегодно в расписаниях Министерства Финансов окладам, взыскиваем был ассигнациями, уплачен колонистами весь сполна и даже с излишком, в 1769 рублях, 50 копейках заключающимся. Остаток долга поступил с колонистов еще в 1820 году.

По случаю таковой, совершенно уже оконченной Лифляндскими колонистами уплаты состоявшего на них казенного долга, Лифляндская Казенная Палата испрашивала в прошлом году разрешения: возвысить ли на основании указа Правительствующего Сената от 5 Сентября 1785 года, оброчные с сих колонистов деньги навсегда до 15 талеров, а равно взимать ли на будущее время оброчные деньги по прежнему в расписании назначенному курсу, полагая 100 процентов лажу на рубль серебром; и в таком случае, в число следующих к доплате за 1821 и 1822 годы, возвышенных по 2 талера с каждого семейства денег, зачесть ли излишне поступившие от них в казну деньги.

Министерство Внутренних дел получило таковое представление Лифляндской Казенной Палаты в копии от Г. Министра Финансов, и приняв в рассуждение с одной стороны то, что колонисты на основании Высочайше утвержденных 20 Февраля 1804 года правил для принятия их уравниваются, по истечении льготы, в податях с казенными крестьянами одного с ними округа или Губернии, а с другой стороны то, что в заключенном с Лифляндскими колонистами контракте положено поземельную с них подать взыскивать по оценке земли, следовательно по оценке выгод, какие колонисты от земли и от угодий своих получают ныне, посылало на место поселения тех колонистов одного из смотрителей С. Петербургских колоний, который вместе с откомандированным от Лифляндского Гражданского Губернатора Чиновником, осмотрев состояние их, доставил о всем том подробные сведения, по коим оказалось, что упомянутые поселенцы, без особенного расстройства своего состояния, могут вносить с каждого семейства в год поземельной подати от 15 до 17 талеров.

Рассмотрев изъясненные сведения, я нашел, что хотя Лифляндских колонистов и следовало бы на основании Высочайше утвержденных 20 Февраля 1804 года правил о принятии колонистов и по примеру Саратовских колонистов, уравнять в податях с тамошними казенными крестьянами; но как казенные крестьяне Лифляндские отбывают оброк не деньгами, а работою, то колонистов, не состоящих в аренде, отбыванию таковой дворовой повинности подвергнуть не можно, и что взнос 17 талеров ежегодно с семейства будет для Лифляндских колонистов поземельною податью, совершенно не обременительною.

На сем основании я полагал взыскивать до 1826 года с Лифляндских колонистов, которые надеются до того времени исправиться в своем состоянии, по 15 талеров с семейства ежегодной поземельной подати, считая с 1821 года, в зачет коей и должны поступить переплаченные ими в число долга 1769 руб. 50 коп., а с 1826 года взыскивать с них по 17 талеров с семейства впредь до нового положения.

Я представлял сие на рассмотрение Государственного Совета, присовокупив, что испрашиваемое Лифляндскою Казенною Палатою разрешение насчет курса денег, по которому взыскивать ей поземельную подать с колонистов, зависеть будет от Министерства Финансов.

Государственный Совет, рассмотрев помянутое представление мое о возвышении платимой Лифляндскими колонистами поземельной подати, по случаю оконченной ими уплаты казенной ссуды, по журналам Департамента Государственной Экономии, 30 Ноября и Общего Собрания, 21 Декабря 1823 года, утвердил оное.

Копию с сего мнения Государственного Совета, Высочайше утвержденного 10 Марта сего года, я честь имею представить у сего Правительствующему Сенату с тем, не благоугодно ли будет предписать, кому следует, привесть оное в надлежащее исполнение.

ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXXIХ. С. 211—212.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация