Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ СССР
Иудаизм: ужесточение государственного контроля
Документ №43

Совет по делам религиозных культов при СМ СССР о положении дел в иудейских общинах после войны

29.11.1946
Совершенно секретно

Председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР тов. ПОЛЯНСКОМУ И.В.

О неблагоприятном положении в религиозных организациях СССР и недостатках работы Совета по делам религиозных культов и его аппарата

<...> ИУДЕЙСКАЯ РЕЛИГИЯ

Иудейская религия в СССР имеет характерные тенденции, на которые Совету следовало бы обратить особое внимание. Это, во-первых, попытки расширить функции иудейских религиозных общин, придать им национальный характер, превратить их в центры еврейской религиозной жизни. Во-вторых, непомерно в больших масштабах в общинах происходит разного рода коммерция, спекуляция. По нашему мнению, таким попыткам со стороны руководителей общин и духовенства, Совет не дает должного отпора, не направляет своих уполномоченных в сторону ограничения деятельности общин только отправлением культа. Правда, здесь труднее направлять работу, так как иудейская религия не имеет своего центра, но по сравнению с другими религиями она меньше распространена. Советом учтено всего только 124 функционирующих синагоги. При должной постановке дела, при соответствующей нагрузке инспектора по иудейской религии т. БИРМАНА можно было бы учесть каждую синагогу, все духовенство, иметь фактическое представление о деятельности каждой общины.

Вот одна из типичных иудейских религиозных общин, община г. Бердичева, обследованная уполномоченным по Житомирской области т. ШЕВЧЕНКО. Община занимается не только отправлением культа. Она производит сбор денег на строительство синагоги по квартирам всех евреев, не только верующих. Руководители общины заявляли уполномоченному:

«Нам дают на синагогу денег все евреи и при этом говорят: “Мы не молимся, помолитесь и за нас”. Приходите в синагогу в судные дни, и вы сами убедитесь, что все евреи будут в синагоге. Евреи, даже коммунисты, в эти дни чувствуют, что они евреи».

Собрав таким путем средства, община в 1946 году произведет капитальный ремонт синагоги, затратив на это свыше 300 000 руб. Община через горпищеторг добилась разрешения на убой 4-х голов крупного рогатого скота в неделю и организовала торговлю кошерным мясом, организовала убой птицы по религиозному обряду. Из Шепетовки община пригласила к себе и содержит специалиста по обрезанию. Она участвует в строительстве памятника герою Советского Союза полковнику_____________. Еврейское кладбище города находится в полном распоряжении общины. Она строит покойницкую, сторожку, огородила кладбище. Она проектирует строительство памятника жертвам фашистских зверств, похороненным на аэродроме г. Бердичева. Община занимается благотворительностью, помогает семьям евреев, возвращающимся из эвакуации.

Община тесно связана с горкомхозом, заведующий его, член ВКП(б) т. РЕЗНИК, дает ей поручения (благоустройство кладбища, строительство памятника), и община часто выступает от его имени. Такого рода деятельностью в большей или меньшей степени, занимается каждая иудейская община.

Доходит дело до исключительно нахальных фактов попыток общин присвоить себе несвойственные религиозным организациям функции. В г. Симферополе еврейская религиозная община организовала торжественный митинг, посвященный годовщине освобождения Крыма от фашистских оккупантов, к дню Победы над Германией. Митинг состоялся в снятом для этого помещении столовой № 2 спецторга НКВД. На нем присутствовали верующие евреи, крымчаки и часть приглашенных русских, были и коммунисты. Такое же торжественное собрание и банкет был проведен в г. Мозыре. На нем присутствовали и представители городских советских организаций.

Почти повсюду отмечаются попытки руководителем религиозных общин ввести в богослужения в синагоге элементы общественного порядка, путем организации специальных молений по разным поводам, с выступлениями на них с речами, воспоминаниями, с концертной программой. На эти моления специально продаются пригласительные билеты среди всех евреев и т.д. На эту крайне опасную тенденцию иудейских общин нужно бы Совету обратить особое внимание, собрать соответствующие материалы и дать уполномоченным четкие указания. То, что в других культах запрещено, не должно иметь места и в иудейской религии.

В иудейских общинах существуют так называемые председатели общин. Они не служители культа, непосредственно не занимаются отправлением культа. Это обычно дельцы, занимающиеся административно-хозяйственными и всякими другими делами синагоги, они своеобразные «директора» этого доходного предприятия. Они-то и изыскивают всякие незаконные пути увеличения дохода синагоги. В других культах такого института нет. Там обычно руководителем является служитель культа, а исполнительный орган, выбранный верующими, представляет орган самоуправления общины в пределах молитвенного здания и нужд культа. Следовало бы присмотреться к председателям еврейских религиозных общин, рассмотреть вообще всю существующую систему управления внутри общины и определить законные рамки.

В иудейских общинах существуют так называемые еврейские погребальные братства («хевро кодише»), которые во многих местах (даже в Москве!!) бесконтрольно хозяйничают на еврейских кладбищах, по закону принадлежащих горкомхозам. Погребальные братства торгуют местами захоронения, производят само захоронение, совершают похоронный ритуал. Родственники умерших, верующие они или нет, обычно не могут обойти назойливых и часто единственных агентов этих братств и вынуждены бывают хоронить по религиозному обряду. При этом они обдираются самым беззастенчивым образом. Несмотря на многочисленные запросы уполномоченных, как быть с такими братствами, Совет до сих пор не дает определенного мнения относительно их. Поэтому отдельные уполномоченные сами содействуют такой незаконной деятельности общин. Уполномоченный по Украинской ССР тов. ВИЛЬХОВЫЙ в августе 1946 года предложил Уполномоченному по Одесской области тов. БЛИНОВУ оказать содействие еврейской религиозной общине г. Одессы через горкомхоз в получении строительного камня для восстановления разрушенных двух кладбищ города. Значит, эти кладбища передаются в эксплуатацию общине.

Еврейские религиозные общины повсеместно занимаются благотворительной деятельностью, собирают на сирот и инвалидов и непосредственно оказывают им помощь. Много получают из-за границы общины посылок продовольственных и вещевых. Распределение посылок производится в синагогах. В некоторых местах, где нет религиозных общин, отдельные авантюристы образуют фиктивные иудейские общины для получения посылок и другой помощи из-за границы (Борислав, Пинск, Гродно, Лида и др.). В Бориславе, как сообщает уполномоченный, организовалась иудейская община. Организатор ее заявил уполномоченному: «Нам нужно получить побольше посылок из Америки, молиться мы не будем, это дело стариков». Эта «община» в короткий срок отремонтировала кладбище евреев, израсходовав около 100 000 рублей. Средства были получены из Польши, от евреев и из других стран. Туда писали: «Прошу помочь восстановить памятник на могиле погибшей моей семьи». Конечно, на этой операции организаторы немало заработали.

По поводу благотворительной деятельности общин и посылок из-за границы Совет также не может дать точных указаний уполномоченным. Еще в плане работы Совета на февраль 1946 года было записано: «Вопросы, подлежащие рассмотрению в Правительстве. ... Докладная записка по вопросу о продовольственных и вещевых посылках из США». До сих пор эта докладная записка не написана.

В городах и поселках с еврейским населением, помимо функционирующих синагог существуют так называемые миньоны, собрания верующих числом не менее 10. По существу, это религиозные группы, которые действующим законодательством не признаются. Однако, не в пример малочисленный группам (до 20 человек) других культов, к таким миньонам отношение снисходительное, и Совет также не дает своего определенного мнение по отношению к ним. Нам кажется, что нельзя выделять миньоны из общего понятия групп верующих (до 20 чел.).

Непомерно много в иудейской религии занимают вопросы не собственно культа, а обычаи, традиции, в современных условиях теряющие свою обязательность для верующих (выпечка мацы, ритуальный убой скота и употребление кошерного мяса и т.д.). Нам кажется, что Совет и его уполномоченные слишком оберегают эти традиции, даже сами организуют их (выпечка мацы). Пора взять курс на постепенное ограничение этих традиций. Следовало бы действительно изучить насколько глубоки в современных условиях эти традиции и установить законные нормы для них. Тем более что все эти обычаи защищают не сами верующие, как нам думается, а кучки руководителей, обосновавшихся вокруг синагоги и которым соблюдение их служит источником больших доходов. Нельзя рассматривать догматику религии, хотя бы и такой косной как иудейская, как застывшей навеки, неприкосновенной, как это делает, например, инспектор Совета т. БИРМАН, в некотором смысле охраняя «чистоту религии». Это не наше дело. А тем более если догматика идет вразрез с условиями советской действительности. Здесь нужно вести линию на изменение ее, на приведение ее в соответствие с законом. По толкованию инспектора, женщина не может быть избрана в исполнительный орган иудейской общины. Это по догматам, а по закону о культах? А если все-таки она избрана? И он вмешивается в это дело… По его же толкованию, взрослым в иудейской религии считается 13-летний мальчик. Мало ли что считается в религии. Есть Конституция, есть законодательство о культах, и для иудейских общин не может быть исключения из существующих законов Советской власти.

В синагоге все построено на чистогане. Даже места в ней продаются. Почему до сих пор молитвенное здание, переданное государством верующим в бесплатное пользование, доступно для них только при условии платы? Почему этот пережиток былых классовых отношений сохраняется до сих пор? В других культах этого уже нет, пользование молитвенным зданием свободное, места в нем не распределяются в зависимости от того, кто сколько заплатит. Следовало бы обсудить и этот вопрос и, если будет установлена целесообразность отмены торговли местами в синагоге, — прекратить ее. И этот вопрос Советом не изучен.

Об изучении много говорилось в Совете и по отношении к иудейской религии. Смело можно сказать, что ни один вопрос в действительности и здесь не изучен, хотя бы с привлечением того материала, который накоплен уже в Совете. Еще в плане работы Совета на март 1946 года записано в разделе вопросов, которые Совет должен представить в Правительство в «ближайшие сроки»: «Подготовить материалы о создании иудейского религиозного центра (исполнитель ТАГИЕВ)». До сих пор этот вопрос не изложен отделом т. ТАГИЕВА в виде определенного документа с соображениями за или против создания центра. Изложенное выше показывает, как много вопросов, которые должен был бы действительно изучать отдел. Однако ни по одному сколь-либо существенному вопросу Отдел не представил свои соображения, выводы в виде законченного документа. Мы уже не говорим о том, что отделу следовало бы заняться серьезнейшим вопросом — представить Совету доклад на тему: «О националистических и спекулятивных тенденциях в иудейских общинах». При существующем составе работников отдела эта работа никогда не будет выполнена. Инспектор по иудейской религии БИРМАН совершенно не бывает в командировках, он не знает действительную жизнь иудейской общины, хотя бы одной. Даже в Москве его знакомство с общиной ограничивается сведениями, полученными от раввина и председателя общины. Актив, верующие для него — белое пятно.

Таким образом, и в иудейской религии Совет не занимается коренными, важными с государственной точки зрения вопросами. И здесь также текучка, самотек. <...>

ВРАЧЕВ

УЗКОВ 1

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 405. Л. 98—104. Копия.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация