О РЕПЕРТУАРЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕВРЕЙСКОГО ТЕАТРА
В репертуаре Московского Государственного Еврейского театра в 1948 году
шло 11 пьес. Из них пьес на современную тему — 6; 3 пьесы еврейских
классиков и 2 пьесы фольклорного характера, написанных современными
авторами. Следует отметить, что репертуар Еврейского театра носил в
прошлом узконациональный характер, не использовал богатство русской
классической и советской драматургии. Образы русского народа и других
народов СССР не находили места в пьесах театра. После постановления ЦК
ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» в
Еврейском театре была попытка несколько расширить тематику репертуара, в
частности, была поставлена пьеса «Леса шумят», отображающая борьбу
советского народа в Великой Отечественной войне.
Репертуар Еврейского театра в 1948 г. представлен был следующими
спектаклями:
1. «Леса шумят» А. Брата и Г. Линькова, поставлена в 1947 г. С.
Михоэлсом. Пьеса рассказывает о борьбе белорусского народа с немецкими
захватчиками в период Великой Отечественной войны. В этом спектакле
впервые сравнительно широко показаны на сцене Еврейского театра образы
русских людей. «Леса шумят» — одно из наиболее удачных произведений,
поставленных в послевоенный период театром. Пьеса была переведена
драматургом Бергельсоном (ныне арестованным органами МГБ). В настоящее
время перевод заново отредактирован театром и пьеса сохранена в
репертуаре 1949 года.
2. «Стоит жить» А. Губермана, поставлена в 1947 г. В. Зускиным (ныне
арестованным органами МГБ). Пьеса написана на тему о людях советской
науки. Герой пьесы профессор Тарасов открывает препарат, дающий
возможность спасти жизнь многим больным. Он излечивает известного
американского музыканта, приехавшего на гастроли в СССР. Родственники
американца ждут его смерти, чтобы завладеть наследством. В пьесе
показывается превосходство советского человека над представителями
буржуазного мира, измеряющими все ценности жизни на вес золота.
Спектакль сохранен в репертуаре театра на 1949 год.
3. «Зоря Беленкович» Витензона и Зингера, рассказывает о
героях-подводниках в дни Великой Отечественной войны. В пьесе
использованы подлинные материалы о герое Советского Союза, подводнике
Фисановиче, который является героем спектакля. Пьеса поставлена в 1948
г. П. Вайсбремом и сохранена в репертуаре театра 1949 года.
4. «Канун праздника» Бродерзона, поставлена в 1947 г. В. Зускиным.
Действие происходит в Москве в 1946 г. накануне 9 мая, первой годовщины
победы над Германией, в еврейской семье. Пьеса идейно ущербна. Образы
надуманы и схематичны. Национальная ограниченность некоторых персонажей
приводит их к националистическому самолюбованию. Спектакль театром снят
с репертуара в январе 1949 г.
5. «Восстание в гетто» П. Маркиша (ныне арестованного органами МГБ).
Поставлена в 1947 г. Ф. Кавериным. Пьеса рассказывает о трагической
истории евреев, находившихся в немецком концентрационном лагере и
поднявших восстание. Известный националистический характер пьесы
выражается самолюбованием собственными подвигами. Хотя в пьесе и выведен
образ подпольщика, члена горкома партии Семибрата, он остается одиноким,
повисает в воздухе, т.к. искусственно вплетен в ткань спектакля.
Пьеса снята с репертуара в 1948 году.
6. «Солнце не заходит» И. Фефера (ныне арестованного органами МГБ),
поставленный в 1947 г. С. Михоэлсом, рассказывал о партизанской борьбе в
Белоруссии. Спектакль был снят в начале 1949 г. как идейно неполноценный.
7. «Фрейлехс» Шнеера, поставленный в 1945 г. С. Михоэлсом, носит
фольклорный характер, в изобилии использует обрядовые песни и танцы. На
фоне свадебного карнавала, который является доминирующим в спектакле,
звучит тема торжества гуманизма. Спектакль «Фрейлехс» получил Сталинскую
премию второй степени за 1945 год, в репертуаре театра на 1949 г.
сохранен.
8. «Блуждающие звезды» Шолом-Алейхема в инсценировке Добрушина (ныне
арестованного органами МГБ), рассказывает о бродячей жизни еврейских
актеров. Спектакль был поставлен в 1941 г. С. Михоэлсом. В настоящее
время снят с репертуара.
9. «Капризная невеста» Гольдфадена в литературной обработке Добрушина,
поставлена в 1944 г. Э. Капланом в буржуазно-эстетском, формалистическом
плане. Над спектаклем довлела условная театральность в ущерб раскрытию
основного содержания. Пьеса снята с репертуара театра.
10. «Колдунья» Гольдфадена в литературной обработке Шнеера, поставлена
Ф. Кавериным в 1948 г. «Колдунья» по своей теме повторяет мотивы
известной сказки о Золушке. Спектакль сохранен в репертуаре театра.
11. «Гершеле Острополер» Гершензона, поставлен в 1948 г. В. Зускиным.
Спектакль высмеивает быт старого местечкового еврейского уклада и решен
в плане водевиля. В репертуаре театра спектакль сохранен.
Таким образом, в настоящее время в репертуаре театра остались «Зоря
Беленкович» Витензона и Зингера, «Леса шумят» А. Брата и Г. Линькова,
«Фрейлехс» Шнеера (Окуня), «Стоит жить» А. Губермана, «Колдунья»
Гольдфадена и «Гершеле Острополер» Гершензона.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 239. Л. 16—17. Подлинник.
Назад