Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ СССР
Чистка в науке и промышленности
Документ №115

Решение Верховного суда СССР о реабилитации осужденных по "делу КМК"

26.05.1956
Секретно

ВЕРХОВНЫЙ СУД СОЮЗА ССР

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № СП-0062/52

Военная коллегия Верховного суда СССР

в составе — председательствующего полковника юстиции СЕМИКА и членов — полковника юстиции ПАРФЕНОВА и полковника юстиции АБРАМСКОГО, рассмотрев в заседании от 26 мая 1956 года заключение Главного военного прокурора по делу работников Кузнецкого металлургического комбината:

МИНЦА Якова Григорьевича, 1909 года рождения, уроженца г. Кременчуга, зам. директора комбината;

ЛИБЕРМАНА Соломона Евсеевича, 1907 года рождения, уроженца г. Днепропетровска, главного прокатчика;

ДЕХТЯРЯ Александра Яковлевича, 1898 года рождения, уроженца г. Тирасполя, начальника ОТК;

ЗЕЛЬЦЕРА Григория Шмулевича, 1907 года рождения, уроженца Кировоградской области, начальника планового отдела;

ЛЕЩИНЕРА Сруля Абрамовича, 1912 года рождения, уроженца Киевской области, зам. начальника производственного отдела;

ЭПШТЕЙНА Залмана Хаимовича, 1898 года рождения, уроженца г. Речицы, начальника сорто-прокатного цеха;

АРШАВСКОГО Савелия Зиновьевича, 1904 года рождения, уроженца г. Новомосковска, начальника финансового отдела,

осужденных 18 сентября 1952 года Военной коллегией Верховного суда СССР: МИНЦ, ЛИБЕРМАН, ЛЕЩИНЕР — по статьям 58-1 «а», 58-7, 58-10 ч. 2 и 58-11, а

ДЕХТЯРЬ — по статьям 58-7, 58-10 ч. 2 и 58-11 УК РСФСР к расстрелу с конфискацией имущества каждый; ЗЕЛЬЦЕР, ЭПШТЕЙН и АРШАВСКИЙ — по статьям 58-7, 58-10 ч. 2 и 58-11 УК РСФСР к 25 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере с конфискацией имущества и с поражением прав на 5 лет каждый,

ЗАСЛУШАВ доклад тов. АБРАМСКОГО и заключение пом. Главного военного прокурора, подполковника юстиции ЕМЕЛЬЯНОВА,

УСТАНОВИЛА:

МИНЦ, ЛИБЕРМАН, ДЕХТЯРЬ, ЛЕЩИНЕР, ЭПШТЕЙН, ЗЕЛЬЦЕР и АРШАВСКИЙ признаны виновными в том, что, являясь еврейскими националистами, в 1945—1950 гг. по инициативе ЛИБЕРМАНА объединились в антисоветскую группу и проводили на Кузнецком металлургическом комбинате вредительскую и подрывную работу, систематически скрывали от государства готовую продукцию, умышленно засылали бракованную продукцию заводам, срывали производственную деятельность комбината; кроме того, МИНЦ представлял в Министерство заниженные показатели по себестоимости продукции и вместе с АРШАВСКИМ вредительски расходовал денежные средства комбината, замораживал оборачиваемость оборонных средств, систематически превышал нормативы незавершенного производства, а с ЗЕЛЬЦЕРОМ срывал планирование по комбинату. МИНЦ, ЛИБЕРМАН и ЛЕЩИНЕР подбирали и насаждали в комбинате еврейских националистов, в 1946 году передали еврейским националистам из Еврейского антифашистского комитета секретные сведения о производственной мощности комбината, которые были переправлены в США. В 1945—1950 гг. все осужденные проводили антисоветскую агитацию, распространяя клеветнические измышления в отношении мероприятий ВКП(б) и Советского правительства.

В заключении по делу прокурор указывает, что при аресте осужденных никаких материалов о существовании на комбинате антисоветской националистической организации не имелось. Обвинение МИНЦА, ЛИБЕРМАНА и ЛЕЩИНЕРА в передаче секретных сведений, переправленных затем в США, основывалось на том, что с разрешения дирекции комбината они оказали содействие корреспондентам издававшейся в СССР газеты «Эйникайт» Кулину и Трахману в подготовке очерков о достижениях евреев, работавших на комбинате. Проверкой установлено, что наличие в этих очерках секретных сведений и передача их в США не подтвердились, а деятели еврейского антифашистского комитета реабилитированы.

По поводу вменявшихся им антисоветских националистических высказываний ЭПШТЕЙН, ЗЕЛЬЦЕР и АРШАВСКИЙ объяснили в жалобах, что в процессе предварительного следствия лица, привлеченные по делу, были вынуждены под незаконным воздействием следователей оговорить себя и признать вину в том, что они якобы клеветали на национальную политику партии и Советского правительства. Эти объяснения осужденных подтверждены в показаниях допрошенного свидетеля МЕЛЬНИКОВА, проводившего в 1952 году следствие по этому делу.

Не подтвердилось обвинение осужденных и в проведении вредительско-подрывной работы на комбинате. Допрошенный при проверке дела бывш. председатель экспертной комиссии ПОЛУХИН, проводивший в 1952 году экспертизу по делу, показал, что МИНЦ, ЛИБЕРМАН, ЛЕЩИНЕР и все остальные осужденные допускали злоупотребления по службе, не показывали действительного выпуска продукции: часть ее скрывали, чтобы впоследствии за ее счет маскировать невыполнение плана, незаконно получали премии, поставляли потребителям заведомо бракованную продукцию, нарушали финансовую дисциплину. Однако вывод о вредительском характере этих действий осужденных по делу лиц экспертная комиссия сделала необъективно, исходя из утверждений работников бывшего МГБ о том, что все привлеченные по делу лица изобличены в антисоветской деятельности.

Бывший работник МГБ МЕЛЬНИКОВ показал, что по установке впоследствии осужденного фальсификатора следственных дел РЮМИНА дело МИНЦА и других искусственно велось в направлении раскрытия их якобы националистической и вредительской деятельности, в то время как антигосударственная практика МИНЦА, ЛИБЕРМАНА, ЛЕЩИНЕРА, ДЕХТЯРЯ и остальных осужденных носила характер должностных преступлений.

Указывая на эти вновь открывшиеся по делу обстоятельства, прокурор просит внести изменения в приговор: исключить в отношении всех осужденных обвинение по статьям 58-10 ч. 2 и 58-11, а в отношении МИНЦА и ЛЕЩИНЕРА также обвинение по статье 58-1 «а» УК РСФСР за отсутствием состава преступления; в отношении всех осужденных переквалифицировать обвинение со ст. 58-7 на ст. 109 УК РСФСР и определить им по этой статье 10 лет лишения свободы в ИТЛ каждому, с применением к ЭПШТЕЙНУ, АРШАВСКОМУ и ЗЕЛЬЦЕРУ статей 2 и 6 Указа от 27 марта 1953 года «Об амнистии».

Проверив материалы дела, соглашаясь с заключением прокурора и руководствуясь ст. 373 УПК РСФСР, Военная коллегия Верховного суда СССР

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Военной коллегии Верховного Суда СССР от 18 сентября 1952 года в отношении МИНЦА Якова Григорьевича, ЛИБЕРМАНА Соломона Евсеевича, ДЕХТЯРЯ Александра Яковлевича, ЗЕЛЬЦЕРА Григория Шмулевича, ЛЕЩИНЕРА Сруля Абрамовича, ЭПШТЕЙНА Залмана Хаимовича и АРШАВСКОГО Савелия Зиновьевича — по вновь открывшимся обстоятельствам изменить.

Исключить в отношении МИНЦА, ЛИБЕРМАНА, ДЕХТЯРЯ, ЗЕЛЬЦЕРА, ЛЕЩИНЕРА, ЭПШТЕЙНА и АРШАВСКОГО обвинение по статьям 58-10 ч. 2 и 58-11, а в отношении МИНЦА, ЛИБЕРМАНА и ЛЕЩИНЕРА также обвинение по ст. 58-1 «а» УК РСФСР, и за отсутствием состава преступления в этой части дело прекратить.

Действия, вмененные в вину МИНЦУ, ЛИБЕРМАНУ, ДЕХТЯРЮ, ЗЕЛЬЦЕРУ, ЛЕЩИНЕРУ, ЭПШТЕЙНУ и АРШАВСКОМУ по ст. 58-7, переквалифицировать на ст. 109 УK РСФСР и считать их осужденными по этой статье УК к 10 (десяти) годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере без поражения в правах каждого*.

Конфискацию имущества в отношении каждого из осужденных из приговора исключить.

На основании ст. 2 Указа от 27 марта 1953 года «Об амнистии» ЭПШТЕЙНА Залмана Хаимовича, АРШАВСКОГО Савелия Зиновьевича и ЗЕЛЬЦЕРА Григория Шмулевича от наказания и из-под стражи освободить и на основании ст. 6 того же Указа считать их не имеющими судимости.

Подлинное за надлежащими подписями.

С ПОДЛИННЫМ ВЕРНО:

Судебный секретарь Военной Коллегии,

капитан юстиции ФИЛИМОНОВ

ЦАВС РФ. Архивная коллекция составителя. Копия.

* 25 мая 1957 г. Верховный суд СССР принял следующее решение о полной реабилитации осужденных по «делу КМК»:

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ № СП-0062/52

Военная коллегия Верховного суда СССР

в составе: председательствующего полковника юстиции БОРИСОГЛЕБСКОГО и членов — подполковников юстиции РАШИТОВА и МАСЛОВА, рассмотрела в заседании от 25 мая 1957 г. заключение главного военного прокурора в порядке ст. 378 УПК РСФСР …>

УСТАНОВИЛА:

…> Главный военный прокурор отмечает, что дополнительной проверкой настоящего дела установлено, что порочная антигосударственная практика сокрытия части готовой продукции имела место на Кузнецком металлургическом комбинате с ведома директора, комбината Белана и главного инженера Смирнова и делалось это для искусственного регулирования ритмичности в работе комбината и создания видимости цикличности его работы.

Принимая во внимание и учитывая, что руководство комбината за порочную практику к уголовной ответственности не привлекалось, главный военный прокурор ставит вопрос об отмене приговора по делу и определения Военной коллегии Верховного суда СССР от 26 мая 1956 года и прекращении дела за недоказанностью обвинения.

Проверив материалы дела, в том числе материалы дополнительного расследования настоящего дела, Военная коллегия Верховного суда СССР находит предложение Главного военного прокурора об отмене судебных решений по делу обоснованным, однако считает необходимым прекратись настоящее дело за отсутствием в действиях осужденных состава преступления, так как при установленных дополнительным расследованием настоящего дела обстоятельствах Военная коллегия Верховного Суда СССР в действиях Минца, Либермана, Дехтяря, Зельцера, Лещинера, Эпштейна и Аршавского, которые по своему служебному положению были подчиненными Белана и Смирнова, не усматривает уголовного наказуемого деяния.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 378 УПК РСФСР, Военная коллегия Верховного суда СССР

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 18 сентября 1952 года и ее определение от 26 мая 1956 года в отношении:

1. МИНЦА Якова Григорьевича,

2. ЛИБЕРМАНА Соломона Евсеевича,

3. ДЕХТЯРЯ Александра Яковлевича,

4. ЗЕЛЬЦЕРА Григория Шмулевича,

5. ЛЕЩИНЕРА Сруля Абрамовича,

6. ЭПШТЕЙНА Залмана Хаймовича и

7. АРШАВСКОГО Савелия Зиновьевича

по вновь открывшимся обстоятельствам отменить, а дело о них на основании ст. 4, п. 5 УПК РСФСР прекратить.

Старший офицер Военной коллегии, подполковник ЛУКОВСКИЙ»

ЦАВС РФ. Архивная коллекция составителя. Копия.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация