Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
СТАЛИН И КОСМОПОЛИТИЗМ
Документ №63

Записка представителя комитета по делам искусств при Совете министров СССР П.И. Лебедева А.А. Жданову с предложением организовать "суд чести" над "музыковедами-формалистами"

12.03.1948
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СУДА ЧЕСТИ НАД МУЗЫКОВЕДАМИ-ФОРМАЛИСТАМИ

В постановлении ЦК ВКП(б) «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели» указано на совершенно нетерпимое состояние музыкальной критики1.

Комитет по делам искусств установил, что музыковеды И. Бэлза, Л. Мазель, И. Мартынов, Д. Житомирский, Г. Шнеерсон, С. Шлифштейн на протяжении ряда лет в печати и в публичных лекциях пропагандировали «идеи» современного упадочного буржуазного музыкознания, проповедовали низкопоклонство перед разлагающейся буржуазной культурой, умаляли роль и значение русской классической музыки, систематически пропагандировали формалистическое направление.

В выступлениях Житомирского, Мартынова, Мазеля неоднократно подчеркивался как весьма положительный факт, что творчество, например, Шостаковича достигло «высокого развития» благодаря влиянию на него современных упадочных композиторов Западной Европы. Житомирский писал: «Но часто забываем одну “мелочь”, что эти традиции стилистически обогащены у Шостаковича достижениями Малера, Скрябина, Хиндемита» (журнал «Советская музыка» за 1940 г. № 9, стр. 48). Мысль, что творчество Шостаковича, Прокофьева достигло своего «расцвета» в силу благотворного на них влияния современной буржуазной музыки, является главной во всех работах музыковедов-формалистов.

Музыкальный критик Мартынов в своих работах о Шостаковиче, вышедших в Государственном музыкальном издательстве в 1946 и 1947 гг., проявляя низкопоклонство перед извращенным творчеством западноевропейских композиторов Берга и Малера, расценивает как положительное влияние на Шостаковича ренегата без родины Стравинского и немецкого формалиста Хиндемита, оправдывает формалистические вывихи Шостаковича «новизной мелодического материала, далеко не сразу доходящей до сознания некоторой части музыкантов и не музыкантов» (Шостакович, 1946 г., стр. 90). Не критически подхватывая замечания американского рецензента, Мартынов утверждает крепкую связь творчества Шостаковича с традициями Чайковского и искажает при этом творческий облик великого русского классика.

Музыкальный критик Г. Шнеерсон пропагандировал на страницах советской печати современную упадочную американскую, английскую и французскую музыку, некритически восхваляя ее. Его работы «Леопольд Стоковский» («Советская музыка», 1946 г. № 5—6), «Музыкальная Франция» («Советская музыка», [1946 г.] № 11) полны раболепного преклонения перед западной буржуазной музыкой и ее деятелями. В 1945 году Шнеерсон писал: «Меня, как человека, много лет, наблюдающего за успехами американского музыкального творчества, не может не радовать широкое признание нашей массовой советской аудиторией Джорджа Гершвина. Это настоящая музыка, которая никого не оставляет равнодушным, в которой бьется пульс американской жизни».

Примеров, подтверждающих низкопоклонство перед упадочной буржуазной культурой, стремление подчинить развитие советской музыки интересам американской и западноевропейской буржуазной публики можно привести очень много.

Комитет по делам искусств считал бы целесообразным привлечь к суду чести Житомирского, Мартынова, Бэлзу, Шнеерсона, Мазеля, Шлифштейна, в первую очередь необходимо было бы судить троих из них, остальные же должны фигурировать в ходе суда в качестве свидетелей во время допроса, в речи общественного обвинителя и т.д.

Общественным обвинителем на судебном процессе целесообразно выдвинуть профессора Московской Консерватории т. КЕЛДЫША Ю.В.

ЦК ВКП(б) утвердил состав суда чести при Комитете по делам искусств при Совете Министров СССР в составе: Сурин В.Н. (председатель), Тарасова А.К., Царев М.И., Державин М.С., Покровский А.В., Рототаев А.С., Дорохин Н.И.

Целесообразно было бы т. Рототаева вывести из состава суда чести, так как он себя скомпрометировал строительством дачи (вопрос этот рассматривается в КПК), от работы Заместителя Председателя Комитета он будет освобожден.

Прошу вместо т. Рототаева ввести в состав суда чести т. Беспалова Н.Н.

Председатель суда чести т. Сурин, работая ряд лет Заместителем Председателя Комитета по делам искусств, осуществлял руководство Управлением музыкальных учреждений Комитета и полностью отвечает за допущенные ошибки в области музыки. Прошу т. Сурина освободить от работы Председателя суда чести. Председателем суда чести целесообразно было бы утвердить т. Беспалова Н.Н.

Председатель Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР

П. ЛЕБЕДЕВ

№ 180/c

12/III-48 г.

На первом листе документа вверху слева направо рукописные резолюции: «тов. Суслову М.А. Мнение Агит[пропа] ЦК. Надо обсудить. Дело сомнительное. Жданов. 13/III» и «Т. Лебедев ставит вопрос неправильно. Т. Лебедеву разъяснено. М. Суслов. 15/III». Вверху над текстом вписано от руки: «От т. Лебедева». В левом нижнем углу помета: «Арх. 17 3 48 А. [Н.] К[узнецов]». В правом верхнем углу штамп: «Тех. С-т ОБ ЦК ВКП(б) № 13740. д. 90. 12 мар[та] 1948. Подлежит возврату в секретную часть». В нижнем левом углу более поздний делопроизводственный штамп и роспись.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 636. Л. 178—179. Машинопись. Подпись-автограф.

1 См. документ № 61.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация