Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. 1949-1952
Документ №47

Материал к отчету управления торговых договоров МВТ СССР за 1949 год

14.03.1950
Секретно

МАТЕРИАЛ К ОТЧЕТУ

Управления торговых договоров МВТ СССР

за 1949 год

С Ш А

Торговля СССР с США в 1949 году характеризуется следующими данными (в млн. долл.):

Всего поставлено товаров в США — 50,6 (в 1948 г. — 100,2).

В т.ч. пушнина — 27,6

калийные соли — 5,8

хромовая руда — 2,7

линтер — 1,8

шерсть овечья — 1,4

щетина — 1,4

табак — 1,3

марганцевая руда — 1,2

асбест — 1,0

Всего отгружено товаров из США в СССР — 24,9 (в 1948 г. — 41,3).

В т.ч. хлопок — 21,7

табак — 0,8

олово — 0,6

пром. оборуд. — 0,3

В 1949 году правительство США, ведущее враждебную политику по отношению к демократическому лагерю, продолжало в области внешней торговли проводить политику дискриминации в отношении Советского Союза и стран народной демократии, используя для этой цели механизм контроля над экспортом товаров.

Несомненный интерес некоторой части деловых кругов США к торговле с Советским Союзом, о котором свидетельствуют помещаемые время от времени в американской прессе статьи и заметки, не оказывает, видимо, достаточно сильного влияния на правительство США, чтобы заставить его изменить свою внешнеторговую политику.

В ноябре 1949 года Министерство торговли США объявило о дальнейшем усилении контроля над экспортом так называемых «стратегических» товаров, распространив экспортный контроль на все страны, исключая Канаду, с целью, как поясняется в печати, предотвращения их реэкспорта в Советский Союз и в страны народной демократии. Кроме того, был введен сначала порядок «добровольного» согласования с Министерством торговли возможности вывоза технической информации, а в декабре 1949 г. был наложен запрет на предоставление иностранным фирмам технической информации, имеющей значение для «национальной безопасности» США.

В 1949 г. продолжалась работа по аннулированию на основе доктрины «фрастрейшн» размещенных в свое время в США заказов на различное оборудование, в лицензиях на вывоз которого в Советский Союз американские власти систематически отказывали.

К моменту введения фактического запрета экспорта оборудования в СССР (1 апреля 1948 г.) в США было размещено заказов на 37,1 млн долл., около половины которых было затем аннулировано по соглашениям с фирмами. Заказы на 18,1 млн долл. аннулированы нами односторонним заявлением, против чего фирмы возражают и не возвращают нам внесенных им ранее авансов.

На 1 января 1950 года сумма задержанных фирмами авансов составляет 3,1 млн долларов. Остаток готового и оплаченного нами оборудования в портах (после реализации основной части его), на которое американцы не дают лицензий, на 1 января 1950 года равнялся 69 тыс. долл.

В связи с аннулированием заказов фирмы возбудили ряд судебных дел. Сумма заявленных ими исков составляет 1,3 млн долл. Некоторые фирмы в обеспечение их исков добились наложения ареста на счета Амторга (на 780 тыс. долл.). Амторгом начаты судебные дела против нескольких фирм на сумму 1,5 млн долл.

В 1948 году заметно усилились придирки к Амторгу со стороны американских властей.

В августе Министерство юстиции США вновь потребовало, чтобы Амторг зарегистрировался в качестве агента иностранного принципала. Это требование Министерства юстиции было подтверждено нотой Госдепартамента советскому посольству в Вашингтоне.

21 октября американские власти возбудили судебное преследование в отношении руководителей Амторга.

23 октября МИДом СССР было дано указание председателю Амторга о регистрации. При регистрации Министерство юстиции настоятельно потребовало, чтобы помимо объединений и пароходств в качестве принципалов Амторга были указаны также Министерство внешней торговли, Министерство морского флота и Внешторгбанк СССР.

Амторг зарегистрировал эти два министерства и банк в качестве своих принципалов, оговорив при этом, что делает это по настоянию Министерства юстиции и что Амторг не считает, что между ним и указанными министерствами и банком существуют отношения агента и принципалов.

23 ноября суд в Вашингтоне отказался по рекомендации Госдепартамента от обвинения руководителей Амторга и приговорил Амторг как корпорацию к штрафу в 10 тыс. долл., причем исполнение приговора было тут же приостановлено.

В 1949 году продолжались переговоры между правительствами СССР и США об урегулировании расчетов по ленд-лизу.

В связи с нотой советского правительства от 9 декабря 1948 г. и.о. Государственного секретаря в то время — Ловетт, выступая в середине декабря 1948 г. на пресс-конференции, заявил, что согласие Советского Союза возвратить США ледоколы и фрегаты является крупным шагом к урегулированию расчетов по ленд-лизу между правительствами СССР и США. Американское правительство, однако, не желая дать своевременно ответ по существу всех предложений Советского Союза, не присылало ответа на нашу ноту до августа 1949 г. и, искусственно выделив из круга всех вопросов вопрос о возврате ледоколов и фрегатов, своими нотами от 11 января и 25 мая 1949 г. потребовало назначения советских экспертов для переговоров о передаче военно-морских судов.

В июле — сентябре в Вашингтоне велись переговоры между советскими и американскими экспертами о сроках и пунктах передачи американцам ледоколов и фрегатов. 27 сентября послом т. Панюшкиным и помощником Государственного секретаря США Торпом было подписано соглашение о передаче до 1 декабря 1949 года 3-х ледоколов и 27-ми фрегатов.

Передача властям США фрегатов была затем произведена в соответствии с соглашением: ледокол передан только один, остальные два из-за сплошных льдов в восточном районе Арктики могут быть сданы в мае — июне 1950 года.

Ответ на предложения, содержащиеся в нашей ноте от 9 декабря 1948 года, был получен от американцев лишь 8 августа 1949 года, т.е. спустя 8 месяцев. Правительство США указывает в своей ноте, что оно не может рассматривать как серьезное наше предложение об установлении глобальной суммы в размере 200 млн долл. и предлагает установить сумму компенсации в 1 млрд долл. вместо суммы в 1 300 млн долл., которую оно требовало ранее. Американцы продолжают при этом настаивать на выплате компенсации 30-ю равными годовыми взносами, с началом платежей через 5 лет и с начислением 2% годовых с 1 июля 1946 года.

Соглашаясь с нашим предложением о продаже нам за наличный расчет торговых судов довоенной постройки за 13 млн долл., правительство США отмечает, что передача нам прав собственности на них будет совершена лишь после заключения общего соглашения об урегулировании ленд-лиза; до этого времени США сохраняют за собой право требования возврата как судов, так и других ленд-лизовских предметов.

В ответной ноте от 30 сентября мы отклонили как необоснованное новое предложение правительства США относительно установления глобальной суммы компенсации в размере одного миллиарда долларов и отметили, что такое предложение находится в прямом противоречии с имеющимися прецедентами в области расчетов США по ленд-лизу с другими странами. В ноте говорится, что советское правительство продолжает считать, что предложенная им глобальная сумма в 200 млн долл. с выплатой ее на условиях, изложенных в нашей ноте от 9 декабря 1948 г., является справедливым возмещением за остатки ленд-лизовских предметов.

На эту нашу ноту ответ от американцев еще не получен.

Переговоры Закупочной комиссии с американскими фирмами — держателями патентов на нефтеочистительные процессы, используемые на ленд-лизовских установках, в начале года были фактически прекращены, т.к. отдельные фирмы, действуя по указаниям Госдепартамента, отказались от некоторых своих первоначальных предложений.

В ноте от 8 августа 1949 г. правительство США заявило, что советское правительство якобы нарушает статью IV Соглашения от 11 июня 1942 г. между СССР и США, не заключая договоров с американскими фирмами — держателями патентов.

В нашей ответной ноте от 30 сентября указывается, что заявление американцев относительно статьи IV не отвечает действительности и что переговоры с фирмами были прекращены не по вине советской стороны, а в результате вмешательства Госдепартамента.

В ноте заявляется, что Закупочная комиссия готова возобновить переговоры с заинтересованными фирмами, ожидая при этом, что Госдепартаментом не будет создаваться препятствий к достижению соглашений с фирмами.

После возобновления переговоров с ф. «Миллер» в феврале 1950 г. было подписано соглашение о компенсации, причем фирма согласилась предоставить 20%-ю скидку на климатические условия.

В июле 1949 г. мы произвели очередной (третий) платеж процентов по Соглашению 1945 г., известив об этом Госдепартамент нотой 2 июля. Из платежа нами было удержано 2 500 тыс. долл. в качестве резерва на покрытие убытков советских хозяйственных организаций в связи с дискриминацией правительства США в отношении экспорта в СССР. Кроме того, из платежа был удержан неиспользованный аванс в 725 тыс. долл., внесенный Казначейству США в декабре 1946 г., а также проценты в сумме 490 тыс. долл. со стоимости некомплектного оборудования.

В нашей ноте отвергаются как необоснованные утверждения американцев в их нотах относительно того, что суммы, удержанные нами из первого и второго платежа процентов в покрытие убытков, не имеют «законной» связи с платежами процентов. Нами заявлено, что правительство США нарушило свои обязательства по Соглашению от 15 октября 1945 г., односторонне прекратив по нему поставки, и не выполняет своих обязательств по Соглашению 1937 г., проводя дискриминацию в отношении СССР; ввиду этого советское правительство не считает возможным изменить свою позицию в отношении создания резерва на покрытие убытков.

По приглашению правительства США Советский Союз принял участие в конференции по вопросу о заключении международного соглашения по пшенице, которая была созвана в Вашингтоне 26 января 1949 года.

Работа конференции проходила в условиях, когда под влиянием начавшегося снижения цен на пшеницу, хорошего урожая, полученного в 1948 году европейскими странами по сравнению с 1947 г., и увеличения экспорта пшеницы странами-экспортерами страны-импортеры сделали заявку на пшеницу меньше общего количества пшеницы, предложенного странами-экспортерами.

В связи с участием СССР на конференции страны-экспортеры, и в первую очередь США, должны были бы в целях достижения соглашения пойти на сокращение своих экспортных квот 1948 года. Однако все три основных экспортера (США, Канада, Австралия) заявили, что они не могут пойти на это, утверждая, что заявленная нами квота (20%) является слишком большой (при общем экспорте в 500 млн бушелей доля СССР составила бы 100 млн бушелей).

Несмотря на то, что наши представители, желая облегчить достижение соглашения, заявили о согласии сократить квоту для СССР до 75 млн бушелей, американцы, а вслед за ними Канада и Австралия заявили вновь, что они не могут пойти на сокращение своих квот, и предложили импортерам заключить соглашение без участия Советского Союза.

В процессе работы конференции было очевидно, что маршаллизированные страны Западной Европы заинтересованы в покупке пшеницы в СССР. После того как выяснилось, что Советский Союз не будет принимать участия в соглашении, общая заявка стран-импортеров была снижена и только после нажима со стороны американцев и англичан, с использованием дипломатических каналов, страны-импортеры несколько повысили свою заявку.

Позиция США на конференции показывает, что, посылая Советскому Союзу приглашение, США, видимо, рассчитывали на то, что мы откажемся от участия в конференции.

РГАЭ. Ф. 413сч. Оп. 24. Д. 8422. Л. 55—62. Копия.

1950 год


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация