Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

ГАЛЕРЕЯ БОЛЬШЕВИСТСКИХ ВОЖДЕЙ

В огромном море архивного наследия КПСС, хранящегося ныне в РГАСПИ, почти не заметен исторический источник особого рода – рисунки. Чаще всего они встречаются среди переписки партийных и государственных руководителей и по манере исполнения относятся к жанру политического шаржа и карикатуры. Их отличает одна, но очень важная особенность – это рисунки, сделанные рукой самих большевистских вождей. Лишь недавно стали появляться их первые публикации, и на них обратили внимание не только историки-профессионалы.

Карикатура многофункциональна: она служит и своеобразной формой общения, и политическим оружием. В политическом взаимодействии она начинает употребляться чуть ли не с XIII века до новой эры, именно в это время появился сатирический рисунок, изображающий Рамзеса III. (Фараон сидит напротив антилопы за шашечным столом и, явно выигрывая, всем своим видом выражает торжество, азарт и самоуверенность.) Существовала карикатура и в Древней Греции и Древнем Риме, где объектом насмешки часто становились властители с их пороками. Примерно те же объекты карикатуры наблюдались в истории Российского государства.

Роль карикатуры многократно увеличивается в период революционных потрясений. В советский период акценты существенно смещаются в сторону «империалистического» противника. В первые годы советской власти карикатура стала составной частью агитационно-массового искусства. «Окна РОСТА» и другие сатирические плакаты были заполнены карикатурами В.Дени, В.Лебедева, В.Маяковского, Д.Моора, М.Черемных. Но это касается понятия т.н. профессиональной карикатуры, исполняемой профессиональными художниками.

Во время многочисленных и многочасовых заседаний: Политбюро ЦК, СНК, СТО, постоянных и временных комиссий партийные, государственные и хозяйственные деятели «расслаблялись», рисуя шаржи на своих товарищей. Зачастую рисование превращалось в ходе того или иного заседания в коллективную игру – первый набросок обрастал новыми деталями и шутливыми подписями.

Сделаны они порой наспех, на отрывных листках служебных блокнотов, на полях официальных документов, чаще всего выполнены простыми карандашами или черными чернилами, значительная часть рисунков сделана синим и красным карандашом, традиционно использовавшимися для правки документов, для виз и резолюций. Бросается в глаза разное качество исполнения рисунков – от беглых зарисовок до тщательно выполненных работ.

Рисунки в личных фондах и коллекциях архива по совокупности немногочисленны и разрозненны. Особо необходимо выделить хранящуюся в РГАСПИ коллекцию, поступившую в 1995 г. из Архива Президента РФ в составе фонда К.Е. Ворошилова (Ф. 74). Судя по их количеству в одном фонде (532 рисунка в трех архивных делах), можно сделать вывод, что Ворошилов занимался коллекционированием такого рода рисунков.

В коллекции Ворошилова есть несколько уникальных серий рисунков, созданных как бы на одном дыхании, имеющих вполне самостоятельный и завершенный характер. Например, серия из 56 шаржей под общим названием «Весь синклит, военачальники и градоначальники. 1923 г.», где представлены как политическая элита, так и сотрудники аппарата ЦК среднего ранга начала 20-х гг., впоследствии занявшие ключевые посты во властной вертикали 30-х и 40-х гг.. Любопытно, что на чистом листе, открывающем серию, сделана красноречивая надпись: «Для «Генерального» место оставлено. (Пока!)». Автора надписи установить не удалось, возможно, это рука И.В. Сталина.

Авторами большей части коллекции являются Н.И. Бухарин и В.И. Межлаук, есть несколько рисунков М.Кольцова. Можно предположить, что авторами некоторых шаржей были Е.Ярославский, М.Томский, М.Белоцкий.

Хронологические рамки рисунков достаточно широки, как и нашедшие в них отражение события (от периода создания партии в 1903 г. до февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937 г.). Многие рисунки поддаются точной датировке. Имеющиеся даты позволяют соотнести их сюжеты с хроникой политической жизни страны. Здесь нашли свое отражение такие события, как XIV, XV и XVII съезды партии, внутрипартийная борьба конца 20-х гг.; широко представлены сюжеты из истории коллективизации и индустриализации страны; фрагменты решения вопросов внешней политики; борьба с оппозицией в конце 30-х гг.. И, конечно, действующие лица – Ленин, Сталин, Троцкий, Зиновьев, Каменев, Рыков, Дзержинский, Бухарин, Орджоникидзе, Ярославский, Калинин, Микоян и др.

Ввиду закрытости заседаний Политбюро, СТО и Совнаркома и общей завесы секретности, нависшей над «неформальной» историей ВКП(б), ряд ее сюжетов получает новые оттенки, если смотреть на них глазами высокопоставленных карикатуристов, творчество которых не иссякало и в 30-е гг., приобретая, правда, все менее острый характер.

Предоставим искусствоведам судить о художественных достоинствах портретной галереи большевистских вождей в карикатурах и шаржах. Для историка это прежде всего неожиданный срез эпохи, начавшейся с разгула вольнодумства и закончившейся казенными портретами «великого вождя».

 

Вступительная статья, комментарии и подготовка текста к публикации А.Ю. Ватлина и Л.Н. Малашенко.

© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация