Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

«ВЫДЕЛЕНЫ, ПРОВЕРЕНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ ПОДГОТОВЛЕНЫ»: Документы об участии церковных организаций в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов 1957 г. в Москве
Документ № 1

Информация Совета по делам религиозных культов при СМ СССР в ЦК КПСС о беседах зарубежных участников VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов по вопросам религии


[16.08.1957]1




ЦК КПСС


 

Некоторая часть иностранной молодежи — участников VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов проявляла большой интерес к вопросам религии в СССР: положение церкви в СССР, отношение Советского государства к церкви и верующим. На эти темы состоялось много бесед иностранных делегаций с советской молодежью, духовенством и верующими в молитвенных домах гор. Москвы.

Следует отметить, что все молитвенные дома в Москве были своевременно отремонтированы и произвели хорошее впечатление на иностранцев. В дни фестиваля молитвенные дома гор. Москвы посетили 2660 иностранных участников фестиваля, в том числе: римско-католический костел — 1538 чел., мусульманскую мечеть — 500 чел., молитвенный дом евангельских христиан-баптистов — 342 чел., еврейскую хоральную синагогу — 251 чел. Остальные молитвенные дома посещались случайными посетителями. В римско-католическом костеле на богослужениях в воскресные дни 4-го и 11 августа собиралось по 550–580 участников фестиваля из различных стран мира. Одно из этих богослужений было посвящено идеям защиты мира.

2 августа в мусульманской мечети перед верующими и зарубежными гостями выступили с проповедями и приветствиями, посвященными миру и дружбе между народами три человека: профессор Высшей мусульманской школы в Каире2 Абдулмаджит Вафи, представитель Международной федерации мусульманской молодежи, входящей в состав Исламского Конгресса (из Египта)3 и дамасский богослов, представитель сирийской делегации на фестивале. Представитель Международной федерации мусульманской молодежи сказал: «Мы считаем Советский Союз другом арабских стран, гордимся этой дружбой и просим Аллаха, чтобы он сделал эту дружбу вечной». Дамасский богослов, представитель сирийской делегации заявил: «Мы благодарны Вашему правительству за то, что оно находится в первых рядах стран, борющихся за сохранение и укрепление мира. Мы благодарны Вашему правительству за то, что оно стоит за дружбу между народами, за то, что оно поддерживает нас — арабов».

Во время встреч и собеседований с духовенством и верующими зарубежные участники фестиваля задавали, как правило, обычные вопросы, которые задают иностранцы при посещении молитвенных домов:

Свободна ли церковь в СССР и не вмешивается ли в ее жизнь правительство?

Какое количество верующих и церквей в Советском Союзе, много ли посещает церковь молодежь?

Как обучаются религии дети и имеются ли воскресные школы для религиозного воспитания молодежи и детей?

Какие богословские учебные заведения есть и сколько они подготавливают служителей культов?

Издается ли религиозная литература и где она продается?

На какие средства существует церковь, и какие налоги платит?

Могут ли верующие собираться вне церкви и обсуждать религиозные вопросы?

Сколько сейчас в Москве церквей и сколько их было раньше?

Были ли случаи репрессирования священников и не имеют ли священники неприятности со стороны атеистов?

При посещении 29 июля еврейской хоральной синагоги группа англичан и американцев задавали такие вопросы:

Имеются ли трудности для эмигрирования евреев в Израиль?

Является ли раввин Левин сионистом?

Сколько евреев в СССР и в Москве? и другие.

На другой день из состава этой группы к раввину Левину вновь пришли два члена американской делегации. Они заявили, что слышали от некоторых граждан, что евреям в СССР живется плохо и пришли за разъяснениями. После беседы с раввином они заявили, что при возвращении в США они расскажут всем о жизни евреев в СССР так же положительно, как об этом рассказывал им раввин Левин.

9 августа на беседе член австралийской делегации Карлайло задавал раввину Левину такие вопросы:

Было ли заметно плохое отношение со стороны государства к евреям?

Что Вы знаете о предполагавшемся выселении всех евреев из Москвы перед смертью Сталина?

Могут ли евреи уехать в Израиль?

В беседе Карлайло заметил, что у него создалось впечатление, что многие евреи хотят выехать в Израиль, но их не пускают.

В беседах с настоятелем римско-католического костела4 Бутуровичем многие иностранцы задавали вопросы о связях католиков СССР с Ватиканом. 29 июля группа итальянцев заявила Бутуровичу, что у них в прессе появились сообщения о том, что правительство СССР и Ватикан ведут переговоры об установлении дипломатических отношений и что со стороны Ватикана нет препятствий, но со стороны СССР чинятся затруднения.

Майер Гильда и Майер Роберт — католики из Вены, активисты международного пацифистского общества «Братство примирения»5, распространявшие листовки своего общества среди участников фестиваля, в беседе с баптистами интересовались такими вопросами:

Стало ли легче верующим после смерти Сталина?

Бывают ли дискуссии между верующими и атеистами?

Отменен ли и почему, подписанный Лениным, декрет об освобождении от военной службы верующих антивоенников6?

В заключение беседы они заявили, что, по их мнению, в Советском Союзе православная церковь является господствующей церковью и что она состоят в каких-то особо договорных отношениях с правительством. Подобную мысль высказал и один итальянец в беседе с настоятелем костела Бутуровичем 4 августа, который заявил, что на встрече христиан в Загорске у него создалось впечатление, что православная церковь является господствующей церковью в СССР и правительство материально ей помогает.

Во всех случаях, когда беседы велись в присутствии советских переводчиков и др[угих] советских людей, московские служители культа давали подробные и удовлетворительные ответы на все вопросы иностранцев.

В дни фестиваля проходили встречи различных групп христианской молодежи. Наибольшую активность в проведения этих встреч проявляли английские христиане.

31 июля в Загорске, в Троице-Сергиевской лавре, состоялась встреча зарубежных молодых христиан с молодыми христианами Советского Союза. Эта встреча была проведена в соответствии с пожеланием участников фестиваля из Англии, Голландии, Швеции и других стран. На встречу в Загорске приехало около 1400–1500 человек, в том числе около 750 зарубежных участников из 17–18 стран и около 700 молодых христиан из Советского Союза. Среди зарубежных участников встречи наиболее многочисленными были делегации из Англии, Франции и Италии. В числе молодых христиан из Советского Союза было более 600 человек от русской православной церкви, 67 человек от баптистов и 12 человек от старообрядцев. Все эти участники были соответствующим образом подготовлены.

В течение дня участники встречи знакомились с достопримечательностями лавры, в групповых и одиночных беседах зарубежные гости расспрашивали о положении религии в СССР, о взаимоотношении религии с государством, о жизни православных, баптистов, католиков и других.

Во время встречи в Загорске каких-либо выпадов и выступлений в нежелательном нам духе не было, за исключением распространения листовок на русском языке «Может ли христианин защитить мир», в количестве около 200 экземпляров, и брошюр религиозного содержания на французском, английском и немецком языках (в незначительном количестве). Листовка выпущена Международным обществом «Братство примирения», религиозно-пацифистского содержания, призывающая не содействовать подготовке к войне и военной службе, воспитанию нации в духе любви к противнику, к непослушанию несправедливым законам и т.д.

Зарубежные гости были восхищены гостеприимством и радушием русских христиан, их теплым и сердечным отношением к себе, они с радостью обменивались различными сувенирами и адресами с пожеланием установления личных контактов в дальнейшем.

2 августа по инициативе баптистов-англичан состоялась встреча на даче председателя ВСЕХБ7 Жидкова. На встрече было 13 человек англичан во главе с Сулливаном (учитель религии в воскресной школе в Лондоне) и 20 человек русских баптистов. Встреча проходила в дружественной обстановке, англичане интересовались количеством молитвенных домов и верующих, порядком проведения молитвенных собраний, участием в них молодежи, совершением обрядов и т.д. Во время ужина по инициативе англичан обсуждались такие вопросы: могут ли баптисты в СССР свободно проповедовать свое вероучение? Почему нет воскресных религиозных школ? На все вопросы англичане получили исчерпывающие ответы.

3 августа на территории ВСХВ по настоянию христианской комиссии английской делегации состоялась встреча-беседа молодых христиан различных стран мира. Во встрече приняло участие около 150 человек представителей христианских церквей из Англии, Франции, ФРГ, Болгарии, ГДР, Австрии, Дании, Чехословакии, Китая, Швеции, СССР и других стран. От русской православной церкви и от баптистов СССР приняло участие около 40 человек. Главными вопросами бесед были: место христиан в государстве; обязанности христиан в борьбе за мир. Беседы проходили в дружественной обстановке, зарубежные гости задавали русским христианам много вопросов о жизни церквей в СССР. В результате этих бесед установилось более тесное взаимопонимание между участниками встречи, много внимания уделялось выяснению роли церкви в борьбе за мир. Священник из Англии Джемс8 сказал, что он не согласен с заявлением тех, кто считает, что можно достичь мира путем проповеди евангелия. «Евангелие, — заявил он, — проповедуется 2 тысячи лет, но нации, которые больше всех имели миссионеров в других странах, первые бросили атомные бомбы». Представитель шотландской церкви призывал к активному участию в политической жизни своей страны. «Правительства, — заявил он, — должны прислушиваться к нам и искоренять причины войны». Участники встречи высказали предложение о необходимости созыва Всемирной конференции христианской молодежи для обсуждения вопросов обеспечения и укрепления мира и роли церквей в этом деле. В своем заключительном слове английский пастор Фельдинг Кларк призвал христиан принять активную роль в жизни своего государства и стоять в авангарде борьба за мир. Он также заявил, что эта встреча очень ценна, и она поможет в будущем к лучшему пониманию между народами.

Аналогичные по содержанию, но малочисленные встречи и беседы проводились англичанами в молитвенном доме баптистов и в других местах. После ознакомления с жизнью Советского народа, и в частности с религиозной жизнью, многие участники фестиваля изменили свое первоначальное мнение. Английские христиане восхищались приветливостью советского народа, много говорили о том, что против советского народа еще сильны силы предубеждения и заявляли, что не будут верить английскому правительству, которое часто говорит чушь о русских. Одна из руководительниц делегации христиан Англии Джюдиф Кларк в откровенной беседе в конце фестиваля заявила, что она ехала в Москву с большой боязнью и не была уверена, что им разрешат на фестивале устроить встречи христиан и встретиться с русскими христианами. Действительные события на фестивале опрокинули все ее страхи и сомнения, и она осталась очень довольна пребыванием на фестивале.

Член делегации студент-католик Конд Леон заявил: «Мне 10 лет врали, что в СССР религия находится в загоне. Побывав в Загорске и беседуя со священниками, я убедился в обратном».

Во время встречи христиан в Загорске девушка из Бразилии — учительница начальной школы заявила, что они ожидали, что в СССР религиозная жизнь находится в строгих рамках и поэтому такого митинга и встречи христиан они не надеялись видеть. Там же студенты Оксфордского университета в Англии заявили, что все виденное ими превзошло их ожидания.

Почетный гость фестиваля, член сирийского парламента Абдулхамид Дувайдари в беседе с переводчиком высказал, что он ехал в Москву с убеждением, что в СССР свободы религии нет. После посещения мечети он убедился в обратном и в корне изменил свое мнение по этому вопросу.

Заместитель руководителя бельгийской делегации Эдди Понсне заявил, что присутствующие в синагоге делегаты увидели, что в СССР верующие евреи имеют полную возможность совершать религиозные обряды, что они никогда не думали, что в СССР имеется полная свобода для людей различных национальностей и вероисповеданий.

Другой член бельгийской делегации сказал о том, что он никогда не думал, что им будет предоставлена полная возможность на фестивале свободно ходить без переводчиков, и совершать религиозные обряды в любой церкви, где им захочется.

При прощальном визите к настоятелю римско-католического костела два чилийца заявили, что по возвращению на родину им не поверят, что они своими глазами видели в Москве римско-католическую церковь и присутствовали на богослужении, а скажут, что они подкуплены.

Руководитель католической молодежи Бельгии Аллен Кутюрье сказал, что он не находит слов, чтобы выразить свое восхищение — в СССР ему нравится все, многое здесь совершенно не так, как это пробуют представить у них в печати.

Клара Фасбиндер из ФРГ, выступая на встрече молодежи ГДР и ФРГ, призывала к воссоединению Германии. Открывая встречу, она сказала: «Христианам нечего бояться красного цвета, красный цвет хорош сам по себе, является для нас привычным. Красного цвета была кровь Христа, кардинальские мантии тоже красного цвета и вообще для католиков — это традиционный цвет, поэтому не стоит его бояться».

Ознакомление иностранных участников фестиваля с религиозной жизнью в СССР, встречи и беседы по этим вопросам прошли успешно. Отчасти этому способствовала и специальная подготовка духовенства, актива религиозных обществ и групп баптистской и старообрядческой молодежи.

 

Председатель Совета по делам

религиозных культов при Совете Министров СССР А. Пузин

 

Помета: «Арх[ив]. Разослано секретарям ЦК КПСС и отделу пропаг[анды] по союз[ным] рес[публикам]. М. Соколова. 22.08.57 г.».

 

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 55. Л. 78–84. Р. 4785. Подлинник.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация