Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО»
Документ №25

Запись беседы И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, В.М. Молотова с Б. Шумяцким во время кинопросмотра фильмов «Буденыши», «Летчики», «Чапаев» 2 апреля 1935 г. о детском кино, создании фильма о Первой Конной армии

02.04.1935

Моя краткая запись беседы с т. Кобой (присутствуют Вяч. Мих., Клем. Ефр. с женой, Светлана и Вася) при просмотре фильм «Партизанская дочка» и «Летчики» и немого варианта фильма «Чапаев» 2.IV-35 г.

Вечером (в 9 ч. 15 м.) позвонил мне т. Герценберг и говорит, что т. Коба [Сталин] просит, если можно сейчас же, показать ему еще раз «Летчики»1 и еще что-нибудь. В 9.30 мы были уже на месте, а в 9.40 начался просмотр.

Б. Ш[умяцкий] просил вначале просмотреть опыт создания звукового фильма для малышей «Буденыши»,2 тем более что в этой ленте типично дается одним актером С.М. Буденный. При просмотре просит учесть, что за последние 3 месяца он показывает тт. уже пятый детский фильм и что хотелось бы получить на этот счет указания, т.к. дело это новое и крайне трудное. Запросов много. Отсюда и масса критики не всегда справедливой, в которой преобладают декларации, а нужной помощи нет. Просмотрев фильму, во время которой сильно смеялись забавным детским ситуациям, все пришли к выводу, что даже при необычайной медлительности действия фильма и явно плохой игре взрослых он полезен.

Указали, что ряд просмотренных за последнее время детских фильм, особенно «Разбудите Леночку», «Самый грязный», «Полесские Робинзоны» и «На луну с пересадкой», при всем разнообразии их качества (лучшие из просмотренных «Разбудите Леночку» и «На луну с пересадкой») указывают на рост этого дела, на рост режиссеров этого фильма. Видно, что самый слабый участок — сценарии. Надо побудить писателей взяться за это дело.

Одобрительно отнеслись к сегодняшней статье в «Правде» о детских фильмах как впервые членораздельно и без словесных прикрас поставившей вопрос о создании производства детских фильмов на прочных основах3. Иначе никакие …4 этому делу не помогут.

Т. КОБА после этого просил показать еще раз фильм «Летчики», указав, что этот фильм представляет весьма интересное явление нашей художественной кинематографии, весьма своеобразно ставит проблему показа т.н. внутреннего мира наших новых людей.

Хорошая картина!

Кл. Ефр. [Ворошилов] в ходе показа фильма указал на ошибочность безнаказанности за первый случай хулиганства в воздухе Беляева. Ему после этого зачем-то доверили вождение нового самолета, подаренного рабочими шефами. Точно так же неправильно легкое отношение к воздушному хулиганству Быстровой.

Кроме того, неправильно, по мнению Кл. Ефр., направление такого заслуженного человека, как Рогачев, на распределение в Учраспред наравне с его воспитанниками-летчиками и переброска его куда-то на Сахалин. Таких людей, к тому же здорово больных, беречь надо. Очень неприятен в ленте и сам зав. Учраспредом. Да и с Быстровой не надо было Рогачева разводить. Очень нехорошо, что Рогачев и Быстрова в трамвае набросились на еду сушек. Это может быть нехорошо истолковано, дескать, набросились, точно никогда не видели.

КОБА в ответ на все эти критические замечания указал, что идейно-художественные достоинства фильма перекрывают даже отдельные его недочеты. Что касается возмездия за случаи воздушного хулиганства, то оно не раз тонко и правильно дается в фильме. Посылка Рогачева в Учраспред могла и не быть, но ее он понимает как вольность художника — нужную для поднятия значения образа, и в этом плане режиссер достиг цели. Сушки можно бы упустить. Это, как и кисть руки вожатого трамвайного вагона, — просто дается в плане тех отрицательных затяжных мест, о которых Шумяцкий верно писал в «Правде». Для устранения этих мест надо крепко воспитывать художественный вкус режиссеров. Разве длинные сцены подготовки Рогачева к операции, танец ног в танцевальном зале, показ ног, идущих по лестнице, — не то же самое. Это отдельные черты остатков безвкусицы и недостаточного умения нащупать наш новый темп жизни.

Вообще же картина прекрасная. Побольше было бы таких.

Все сильно смеялись над сценами с Хрущевым, с чиханием в парикмахерской, в лазарете во время испытания аппарата Рогачева и др. Затем я показал несколько частей немого варианта «Чапаева». Смотрели хорошо, но отметили, что мастера еще более затянули в нем длинноты, чем даже в звуковом. Если не очень трудно, просили или изъять ряд лишних сцен, или сильно сократить.

В заключение я сообщил о ходе выполнения постановления ПБ о создании фильма о «1-й Конной Армии», осведомил о полученной мною телеграмме т. Шолохова, что он приедет не к 1 апреля, как ранее обещал в телеграмме к Кл. Ефр., а к 1 мая.

Попутно информировал, что для гарантии написания сценария ищем еще писателей.

Начали обсуждать мои кандидатуры. В результате по предложению т. Кобы, поддержанному Кл. Ефр., решили остановиться на Б. Лавреневе, Б. Ромашеве и иметь еще в запасе К. Тренева. Решено, что после того, как я с ними сговорюсь, Кл. Ефр. примет нас с ними и режиссерами и тогда сговоримся о характере материала и событий, которые надо положить в основу.

В.М. (Молотов). Как и в прошлый раз (1.IV с.г.) указал, что к нему поступает масса жалоб на плохое снабжение фильмами, на плохую работу кинотеатров и на отсутствие строительства кинотеатров (Самара).

КОБА. Мало даете пленки.

Б.Ш. Пленки даем, конечно, минимум в 2 раза меньше потребности, но в то же время минимум в 2 раза больше, чем ввозили из-за границы.

КОБА. Разве? Я этого не представлял.

Б.Ш. говорит насчет плохой работы проката, отсутствии театрального строительства, причинах этого. Вся эта работа распылена. Нам не дали сосредоточить ее рычага.

В.М. Почему не ставите этот вопрос. Ставьте.

Б.Ш. Мы уже ставим, на днях пришлю докладную записку и проект постановления.

В.М. А как у вас с секретным фондом средств и с расходами на бытовые нужды. Читали материал Антипова. Смотрите. Мы крепко решили взяться за искоренение излишеств. Завтра в газетах прочтете о Цудортрансе. Там 50 % некоторых органов аппарата удосужились перевести на усиленное питание за счет казны.

Б.Ш. Сообщил из местных ему данных о расходах секретных сумм.

В.М. Надо хорошо знать, что делается уже в 1935 г., не повторяются ли эти безобразия. Ваш перерасход в 10 % тоже не заслуга. Из таких орграсходов слагаются миллионы.

 

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 829. Л. 16–20.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация