Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО»
Документ №31

Запись беседы И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, В.М. Молотова с Б. Шумяцким во время кинопросмотра 29 января 1936 г. о его докладе и отчете для ЦК ВКП(б), статье в «Правде» о Д.Д. Шостаковиче, формализме в музыке, сценарии фильма о Конармии

29.01.1936

Моя краткая запись беседы с Иос. Виссар. 29/I-1936 г. (10 час. вечера)

Совершенно секретно

ПРИСУТСТВУЮТ: Вячеслав Михайлович [Молотов], Климентий Ефремович [Ворошилов], Анастасий Иванович [Микоян] и т. Эйхе.

Перед просмотром, пока ожидали прихода тт., я вел с И.В. беседу по общим и организационным вопросам кинематографии. Я указывал, что жду, когда мой отчет и проекты заслушает и рассмотрит ЦК, а пока ставится он в СНК.

И.В. [Сталин], касаясь вопроса о моем докладе в СНК, сказал, что раньше чем ставить его там, надо основательно обсудить его в ЦК, чтобы за текущими злобами не забыть перспектив этого исключительно важного дела, у которого уже накоплен интересный опыт развития искусства, оснащенного своей техникой, которая обеспечивает ему наибольшую организованность и даже некоторую дисциплину художественных кадров. Для примера привел положение музыки — самотек в работе композиторов, приведший Шостаковича к его сумбуру и левацкой какофонии. Наша же критика восторгалась, возносила его до небес1. Если в кино создавались не только фильмы, но и реалистическая музыка, включая и массовые песни, то почему бы этого не достичь на музыкальном фронте?

Кл. Ефр. (обращаясь к Б. Ш[умяцкому]). А как вы думаете поставлен в «Правде» вопрос насчет музыки Шостаковича2.

Б.Ш. Поставлен правильно. Я борюсь за ясную жизнерадостную, т.е. реалистическую музыку уже ряд лет. Писал даже об этом неоднократно, в прошлом, например, году в «Правде»3. С другой стороны, спорю крепко с композиторами насчет такого характера музыки, основанного на фольклоре, на истоках народной и лучшей классической музыки.

И.В. Да, я помню статью в «Правде». Она правильно давала линию. В это время пришел В.М. Он также принял участие в этой беседе.

В.М. А что это дало музыке в кино?

Б.Ш. Дало несколько неплохих симфонических и вокальных мелодий. Например, «Золотые горы», «Гроза», «Аэроград», «Веселые ребята» и ряд интереснейших, вернее сказать, лучших советских массовых песен: «Нас утро встречает прохладой», марш из «Веселых ребят», «Каховка» и др.

И.В. «Нас утро» это из «Веселых ребят». Из этой картины все песни хороши, простые, мелодичные. Их обвиняли даже в мексиканском происхождении. Не знаю, сколько там общих тактов с народно-мексиканской песней, но, во-первых, суть песни проста, во-вторых, даже если бы что-то было взято из мексиканского фольклора — это не плохо.

Кл. Ефр. Нет, в мексиканстве обвиняли «Нам песня строить и жить помогает». А «Нас утро встречает» — это, действительно, из «Встречного». А это разве Шостаковича?

Б.Ш. Да, это его песня. Лично я полагаю, что Шостакович, как большинство композиторов, может писать хорошую реалистическую музыку, но при условии, если ими руководить.

И.В. В этом-то и гвоздь. А ими не руководят. Люди поэтому бросаются в дебри всяких выкрутас. Их за это еще хвалят, захваливают. Вот теперь, когда в «Правде» дано разъяснение, все наши композиторы должны начать создавать музыку ясную и понятную, а не ребусы и загадки, в которых гибнет смысл произведения. К тому же надо, чтобы люди умело пользовались мелодиями. В некоторых фильмах, например, вас берут на оглушение. Оркестр трещит, верещит, что-то визжит, что-то свистит, что-то дребезжит, мешая вам следить за зрительными образами. Почему левачество столь живуче в музыке? Ответ один — никто не следит, не ставит композиторам и дирижерам требований ясного массового искусства. Комитет искусств должен взять статью «Правды» как программу для музыкального искусства. Если не возьмет — плохо сделает. Опыт кино в этом отношении должен быть также учтен.

Кл. Ефр. Шумяцкий прав. Среди композиторов не все леваки. Там есть и Книппер, Дунаевский.

Б.Ш. Кабалевский и др. Есть, конечно, среди них и отдельные представители с выкрутасами, немного закоренелых. Крепко поработав с ними, можно отвратить от загибов, какофонии.

В.М. Об этом и идет речь. Статья дает вам карты в руки.

Кл. Ефр. Мы вчера с Шумяцким и его ребятами читали и обсуждали сценарий про Конармию. Как первый опыт получилось неплохо. Кое-что в нем поправили. Но выяснили, что в одну картину тему не вместить. Нужен ряд картин, и каждая с сюжетом.

И.В. Конечно, нам не нужен голый перечень событий. Нужно действие, чтобы люди нового поколения поняли бы суть Конармии и событий тех времен.

Кл. Ефр. Нам предлагали по-шекспировски дать хронику событий в последовательном порядке.

И.В. Хроника событий не будет увлекательна. А по-шекспировски — это значит на большом подъеме, с большими актерами, с интересными сюжетами.

Кл. Ефр. Мы так и разъяснили автору этого предложения.

И.В. Конечно, в одну картину этой темы не вместим, нужно две, вернее, даже три-четыре.

Кл. Ефр. Начнем с прочитанного «Конника Никиты», а за это время будем готовить и другие.

И.В. Нужно брать темы по периодам: «Польская операция», «Операция против Деникина» и т.д. Отобрав для каждой картины наиболее ярко обобщающий и в то же время характерный материал, можно создать большие фильмы — воспитательные. Не нужно только все вгонять в тоску, в лабиринт психологии. Не нужно, чтобы люди занимались никчемным философствованием.

Б.Ш. Мы намерены уже первую картину поставить, чтобы она вся излучала не мрак, а радость, не психологические провалы, а рост, подъем, чтобы она шла как песня.

И.В. Но не как музыка «Екатерины Измайловой»?

Б.Ш. Именно как песня.

И.В. Только не думайте, что темы эти легкие.

Б.Ш. Нет, И.В., мы в самом начале определили их как самые трудные, но не непреодолимые.

Когда подошли тт. Микоян и Эйхе, начали просмотр «Семеро смелых»4.

Смотрели хорошо. Внимательно следили за развертыванием сюжета. Очень тепло принимали Молибогу (актера Алейникова). Почти все его реплики вызывали смех.

До начала драматических мест Кл. Ефр. тихо спросил меня: «Все ли время картина будет идти только на бытовых деталях зимовки?»

Б.Ш. Разъяснил, что далее будет более эпический разворот действия.

И действительно полет в Арангу, возвращение, прыжок Охрименко, ее путь, особенно путь Летникова и Опсалона, смотрели с исключительным напряжением.

Концовка фильма принята хорошо, хотя отдельные тт. отмечали затяжку развязки и то, что люди (Охрименко и Летников) показываются здесь уж очень рассудочными.

Музыка признана корректной, хотя местами фортиссимо вызывало раздражение. Сильно хвалили актеров, особенно Алейникова, отмечали общий ансамбль. Отмечалась интересная операторская работа, особенно в зимней натуре (пейзажи).

В общем, картина «Семеро храбрых»5 признана хорошей, бодрой, интересной. Во время просмотра ряд тт. начали подпевать песенку фильма.

Б.Ш. настоял и на просмотре «Дубровского».6 Смотрели хорошо. Отмечалась тактичная игра Ливанова и дворовых. Игра Монахова, отчасти Гардина называлась чересчур театральной. Фильм получил хорошую оценку как «культурный», «интересный».

И.В. предлагал только в конце показать мотив «возмездия», т.е. как-то показать, что крестьяне все же разгромили имение Троекурова и его лично потрепали. Тогда фильм зазвучит еще лучше.

Очень хвалили некоторые фотографии. Во время беседы с И.В. до начала просмотра мы сговорились, что на днях покажу ему кусок первого нашего трехцветного фильма «Лиса и волк»7.

И.В. проявляет к этому делу повышенный интерес.

В заключение я еще раз обменялся мнением с Кл. Еф. насчет фильма о коннике Никите.

Кл. Еф. Считает, что если молодые режиссеры справятся с работой, а мы (ГУКФ) и «Ленфильм» будем ими крепко-накрепко (это К.Е. особо подчеркнул) руководить, может получиться хороший фильм. С другой стороны, надо, чтобы Лавренев и еще некоторые писатели готовили бы сценарии и для двух, трех следующих картин этой серии.

 

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 829. Л. 69–74.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация