Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА ИНФОРМИРУЕТ
Раздел 1. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАХВАТНИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ГИТЛЕРА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ (Январь — сентябрь 1939)
Документ №1.34

Переводы иностранной прессы, представленные Пятым Управлением РККА военно-политическому руководству СССР

25.06.1939

Копия

<...>


22. Предполагаемая поездка Бека в Москву

(«Ньюс Кроникл», 27.5)

Варшавский корреспондент газеты пишет, что польский министр иностранных дел полковник Бек принял приглашение посетить Москву. Его поездка предполагается в недалеком будущем, она будет использована для переговоров о поставке русских боеприпасов Польше и о строительстве новых железных дорог, связывающих СССР и Польшу.

Далее корреспондент отмечает, что Польша все еще отказывается позволить русским войскам пересечь ее территорию, но в Варшаве думают, что будет разрешен проход самолетов, а возможно, даже танков.


23. Англия послала в Москву проект пакта

(«Дейли Телеграф», 27.5)

Под этим заголовком газета пишет: «В Москве получен проект англо-французских предложений о союзе с Россией. Сегодня этот проект будет вручен премьер-министру и Наркому иностранных дел Молотову.

Надеются, что предложения рассеют подозрительность Советов и приведут к заключению договора.

Предложения обеспечивают полную зависимость обязательств. В случае вовлечения в войну одной из подписавших договор трех стран другие страны должны немедленно автоматически выполнять свои обязательства в отношении помощи.

Если союз будет заключен, то за ним последуют, как ожидают, переговоры штабов. Русский главнокомандующий маршал Ворошилов приглашен присутствовать на маневрах английской армии в сентябре месяце.

Московский корреспондент газеты пишет, что в связи с получением в Москве проекта предложения Сталин и Политбюро до конца текущей сессии Верховного Совета предполагают произвести перемену в составе Совета Народных Комиссаров.

Говорят, хотя официального подтверждения и не получено, что Молотов в будущем будет руководить только Комиссариатом Иностранных дел, а председателем Совета Народных Комиссаров будет назначен или нынешний Нарком внешней торговли Микоян, или, может быть, что более вероятно, Жданов.

<...>


25. Негрин по поводу СССР

(«Нью-Йорк Таймс», 21.5)

Луис Аракистайн, бывший полпред республиканской Испании во Франции, который был тесно связанным с Ларго Кабальеро, поместил в газете «Нью-Йорк Таймс» от 21.5.39 г. статью под заголовком «Негрин на поводу Советской России», в которой пишет следующее.

Отставка Ларго Кабальеро с поста премьер-министра была произведена по следующим причинам.

Кабальеро подготавливал военную операцию в Эстремадуре, на западе Испании. Смысл этой операции заключался в том, чтобы прервать сообщение мятежников с югом, откуда они постоянно получали подкрепления итальянских и марокканских войск. Успех этой операции, которая разделила бы противника на две не связанные между собой части и лишила бы его возможности получать подкрепления иностранных войск и военные материалы, прибывающие через Гибралтарский порт, — этот успех мог бы привести к совершенно иному исходу войны. Все было готово для наступления, которое должно было состояться в середине мая. В последний момент пришлось преодолеть некоторое сопротивление со стороны армии. Первым отказался генерал Миаха, которому было приказано послать часть войск мадридского гарнизона. Его неповиновение вдохновлялось коммунистами, которые были действительными начальниками Миаха, превратившими его из офицера с очень ограниченными способностями в большую мировую личность.

В конце концов Миаха должен был уступить перед энергичной позицией, занятой Кабальеро, и дать согласие на отправку требуемого количества войск. Но неожиданно, почти перед самым днем наступления на Эстремадуру, подал в отставку министр просвещения и министр сел. хоз-ва (оба коммунисты).

Ларго Кабальеро доложил президенту Асанья об отставке всего кабинета.

Одновременно он доложил ему о готовящейся операции и пожаловался, что коммунисты вызвали кризис в такой неподходящий момент. Президент Асанья одобрил план Кабальеро и велел ему оставаться главой кабинета до тех пор, пока не будет окончена операция, а в случае сопротивления со стороны коммунистов — реорганизовать кабинет без участия коммунистической партии. Узнав об этом, два министра-социалиста, одним из которых был Негрин, подали в отставку.

Ясно, что цель этого заключалась в срыве эстремадурской операции и в отстранении Кабальеро с поста премьер-министра.

Кабальеро ничего не оставалось делать, кроме как подать в отставку.

Кабальеро, правда, предлагали оставаться председателем совета министров, ссылаясь на то, что этот пост и пост военного министра слишком обременительны для одного лица. Что это было предлогом, видно из того, что затем Негрин соединял в своем лице главу кабинета, министра обороны, а фактически и министра финансов.

Руководство министерством обороны (военным, морским и воздушным) осуществлялось тремя коммунистами.

Далее автор, беря под защиту Кабальеро, возлагает ответственность за исход войны на коммунистов. Говоря о помощи Советского Союза республиканцам, автор заявляет, что политика Советского Союза в Испании была не ясна. В 1937 году некоторые испанцы, в том числе и автор, подозревали, что Сталин не хочет победы республиканцев, т.к. это может еще больше обозлить Гитлера, который окажет еще более интенсивную помощь мятежникам.

Сталин, по мнению автора, не хотел также скорого поражения республиканцев, т.к. это дало бы возможность Гитлеру начать осуществление своих агрессивных планов в Восточной Европе и даже против Советского Союза.

Сталин, по мнению автора, хотел только продлить войну в Испании, в которой были заняты Гитлер и Муссолини, с тем, чтобы за это время установить взаимопонимание между ними и Советским Союзом.

Таким образом, Сталин рассматривал войну в Испании только как стратегическую диверсию.

Указана рассылка: Сталину, Молотову, Ворошилову, Берия, Мехлис, Шапошникову.

ЦА МО РФ. Ф. 23. Оп. 9157. Д. 2. Л. 35—360. Машинопись. Копия.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация