Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БОЛЬШАЯ ЦЕНЗУРА
Раздел третий. «ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ» (1930 — сентябрь 1939) [Документы №№ 131–369]
Документ № 135

Проект резолюции ЦК ВКП(б) о художественной литературе


[Без даты]


 

1. Развернутое наступление социализма по всему фронту находит свое выражение и в области культурного строительства.

Культурная революция приобретает все больший размах, поднимая новые и новые пласты трудящихся, ускоряя со вступлением их в период социализма свой поступательный ход (культурный рост деревни на основе коллективизации), охватывая все области культуры (всеобуч, политехнизация школы, массовое просвещение и массовая культурная работа, печать, подготовка технических кадров и проч.). Одновременно происходит решительное вытеснение буржуазных и мелкобуржуазных теорий и внедрение марксистско-ленинского метода во все отрасли знания и культуры.

Художественная литература, как один из важнейших участков культуры, усиливает в связи с этим свое значение и роль: литература выросла количественно и качественно: она оказывает все большее влияние на массы; увеличилась читаемость художественных произведений, выросли тиражи, количество изданий и журналов.

Литературное движение становится подлинно массовым. Литература устанавливает новые связи с читателем. Создается и новый тип писателя, выходящего из заводов и колхозов и непосредственно связанного с массами.

2. За последние годы изменилось резко положение на литературном фронте, и по-новому встают вопросы литературной политики.

Пролетарская литература добилась несомненных и крупных успехов: она завоевывает своей продукцией массового читателя, выдвинув наиболее актуальную тематику, повышая свое идейное и художественное качество; она расширяет свои ряды притоком рабочих ударников в литературу. Вопреки как троцкистам, отрицающим самую возможность пролетарской литературы, так и правым оппортунистам, отрывающим пролетарскую культуру от культурной революции и не признающим культурной гегемонии пролетариата в отношении крестьянства — пролетарская литература не только стала важнейшей частью советской литературы, но и все более осуществляет свою ведущую роль по отношению к другим отрядам художественной литературы.

Сплошная коллективизация деревни, ликвидация на ее основе кулачества как класса, культурный подъем колхозников и рабочих совхозов по-новому ставят вопросы крестьянской литературы. Писатели-колхозники становятся ближайшим и все растущим резервом пролетарского литературного движения.

Успехи социалистического строительства и обострение классовой борьбы в стране усилили дифференциацию в среде писателей попутчиков. Часть бывших попутчиков, воспринимавших НЭП как форму перехода к буржуазной демократии, в результате краха сменовеховских иллюзий перешла на позиции активной борьбы против социализма; вместе с тем, растут ряды писателей-попутчиков, переходящих на сторону пролетариата и стремящихся активно участвовать в великой социалистической стройке.

Вступление СССР в период социализма, культурная революция — подъем активности масс и рост новых кадров писателей — все это создает условия для величайшего расцвета искусства в Советском Союзе, и прежде всего художественной литературы, искусства, которое становится подлинно массовым, социалистическим и которое теперь уже создаст выдающиеся произведения.

3. Как и во всех областях политики и культуры, пролетариат, завоевавший власть и ведущий трудящихся к коммунизму, должен осуществлять свою руководящую роль и в области художественной литературы.

Эта руководящая роль может быть обеспечена, прежде всего, соответствующим идейным уровнем, высоким художественным качеством пролетарской литературы и влиянием ее как на массы читателей, так и на всю советскую литературу.

Пролетарским писателям необходимо преодолеть враждебные влияния, проникающие в художественное творчество и находящие свое отражение иногда и в произведениях пролетарских писателей. К этим влияниям, препятствующим развитию пролетарской литературы, относятся: теория независимости художественного творчества от классовой борьбы, пассивно созерцательный подход к жизни, увлечение бергсонианством (теория т.н. «непосредственных впечатлений») и фрейдизмом (выдвижение на первый план т.н. «области подсознательности»), слепое подражание мастерам прошлого, игнорирование ведущей роли мировоззрения.

Лишь на основе идей Маркса и Ленина, применяя в своем творчестве их метод, пролетарские писатели могут осуществлять свою ведущую роль и создать литературу, достойную великого класса.

Пролетарские писатели должны упорно работать над качеством своих произведений, тщательно изучая и подготовляя материал, добиваясь совершенства языка, формы и глубины содержания художественных произведений вне зависимости от того, будет ли это большой роман или так называемые «малые формы» (повесть, очерк).

Пролетарские писатели сами должны показать пример беспощадной борьбы с халтурой, торопливостью, неряшливостью в художественном творчестве.

Необходимо отвергнуть со всей решительностью «левацкие» теории, которые под флагом борьбы с отставанием литературы от жизни пытаются свести художественную литературу к очерку, т.е. одному из ее видов, игнорируют проблему качества, отказываются, по существу, от воспроизводства в художественном творчестве всей сложности, противоречивости общественных отношений и всей глубины их перестройки, т.е. ведут к ликвидации художественной литературы как особого вида искусства (платформа группы «Литфронт»).

Эпоха социалистических революций, вступление СССР в период социализма, переход основной массы крестьянства к общественному хозяйству, героика строительства и классовой борьбы пролетариата дают исключительный материал для творчества и подъема художественной литературы на новые высоты. Пролетарские писатели должны встать в своем творчестве в уровень с эпохой и художественным творчеством участвовать в деле строительства нового общества и социалистической культуры.

4. Одним из важнейших условий роста художественной литературы, в первую очередь пролетарской, охвата ею современной тематики является усвоение писателями и применение в художественном творчестве метода материалистической диалектики.

Только на основе этого метода пролетарские писатели смогут воспроизвести в художественных образах всю сложность эпохи, многообразие классовой борьбы, показать не только противоречия действительности, но и разрешение их, отобразить рост новых социалистических отношений, новых людей — героев социалистической стройки, и создать произведения высокого художественного значения.

Метод материалистической диалектики не мирится с пассивно созерцательным отношением к действительности: он требует от художника уменья найти основные тенденции развития, в сегодняшней действительности видеть ее завтрашний день.

Это овладение методом материалистической диалектики может быть осуществлено пролетарскими писателями лишь в результате упорного труда и учебы, конкретного разбора и изучения художественных произведений, выявления того ценного, что уже создано на основе этого метода, а не путем деклараций и общих дискуссий.

ЦК ВКП(б) подчеркивает, что должна быть обеспечена полная возможность соревнования в области стиля и форм художественного творчества, а также возможность соревнования творческих течений внутри пролетарской литературы.

5. Социалистическое переустройство сельского хозяйства, и культурная революция в деревне вызывает к жизни новые кадры писателей из передовых колхозников в рабочих совхозов. Создаются необходимые условия для того, чтобы это литературное движение, которое раньше находило свое выражение, главным образом, в крестьянской литературе, стало массовым и все более сблизилось с пролетарской литературой.

Пролетарско-колхозные писатели должны перестроить свои организации, превратив их в подлинно массовые, стремясь охватить своими ячейками передовых колхозников и рабочих совхозов, поднимающихся к литературе, и тесно связаться с селькоровским движением.

Пролетарско колхозным писателям необходимо добиваться повышения качества и идейного уровня своих произведений, показать в этих произведениях перестройку общественных отношений в деревне, борьбу с кулачеством, преодоление на основе коллективизации вековой темноты, предрассудков, «идиотизма» деревенской жизни.

Критика и пролетарские литературные организации должны помочь пролетарско-колхозным писателям освободиться от мелкобуржуазной ограниченности и кулацких влияний, еще встречающихся в творчестве колхозных писателей; необходимо всячески содействовать скорейшему усвоению писателями-колхозниками коммунистической идеологии. ЦК ВКП(б) констатирует, что пролетарское литературное движение до сих пор не оказывало нужной поддержи колхозным писателям; РАПП должен найти соответствующие организационные формы, чтобы обеспечить действительную помощь колхозным писателям и руководство ими.

6. Успешный ход социалистического строительства и разоблачение агентуры классовых врагов в СССР (процесс «Промпартии» и меньшевиков, СВУ и друг.) убеждают все более значительные слои интеллигенции в победе коммунизма. Растут ряды писателей попутчиков, которые стремятся активно участвовать в социалистическом строительстве и отображать его в своем творчестве, которые преодолевают ограниченность и колебания, свойственные мелкобуржуазной интеллигенции переходят на сторону пролетариата. Эти писатели становятся близкими союзниками рабочего класса и одним из резервов пролетарской литературы.

По отношению к этим писателям «общей директивой должна здесь быть директива тактичного и бережного отношения к ним» (резолюция ЦК ВКП(б) от 18 июня 1925 г.), т.е. такого подхода, который обеспечивал бы все условия для возможно более быстрого и полного усвоения ими коммунистической идеологии.

Критика и пролетарские литературные организации должны установить тесную товарищескую связь с этой частью писателей, содействуй их приближению к рабочему классу и его партии, втягивая их в совместную работу, товарищески критикуя вместе с тем их ошибки, колебания, элементы буржуазных влияний, еще встречающиеся у писателей-попутчиков. Необходимо всемерно развивать выдвигаемые писателями новые формы писательского труда (литературные бригады, связь писателей с заводами и колхозами и пр.). Необходимо развивать и новые формы связи писателей с массовым читателем (литературные вечера, вечера рабочей критики и проч.).

Должна быть усилена борьба с элементами бюрократизма в литературных организациях: необходим решительный отпор всяким попыткам подмены писательской общественности администрированием руководящих центров этих организаций.

7. Не имея в условиях диктатуры пролетариата легальных возможностей для политической деятельности, классовый враг особенно упорно стремится овладеть трибуной искусства. Устанавливается прямая связь буржуазной литературы в СССР с зарубежным фашизмом и белой эмиграцией (СВУ, литературная агентура националистической контрреволюции в Белоруссии, Узбекистане, Кондратьевская группировка, «цех индустриалов» в РСФСР и др.). Апология буржуазной системы, пропаганда капиталистического пути развития советской страны, клеветническое опошление социалистического строительства, противопоставление города деревне, защита кулачества, «гуманизм», антисемитизм и буржуазный национализм, ставка на внутрипартийные разногласия и прямая поддержка сил, выступающих против генеральной линии партии, — таковы важнейшие формы проявления буржуазной идеологии в литературе.

Марксистская критика, печать и издательства не всегда своевременно и не всегда глубоко разоблачали, чаще всего замаскированные вылазки классового врага.

Необходимо, вскрывая все проявления буржуазной литературы, разоблачая ее перед советской общественностью и отрывая от буржуазных писателей писателей-попутчиков, добиться полного разгрома буржуазной литературы, этого рупора классовых врагов.

8. Подчеркивая, что развитие национальной по форме и пролетарской по содержанию культуры вытекает из существа культурной революции пролетариата и является условием привлечения всех национальностей СССР к строительству социализма, партия ставит перед советской литературой, и прежде всего перед пролетарскими писателями, задачу решительной борьбы со всеми проявлениями великодержавного шовинизма и местного национализма в теориях культурной революции, художественном творчестве и практике работы писательских и издательских организаций.

Идеологи отживающих классов стремятся задержать культурное наступление пролетариата, ломающие все рамки национальной ограниченности, создавая теории «борьбы национальных культур», пытаясь вкладывать в национально-культурное строительство феодально-буржуазное содержание и противопоставляя лозунгу социалистической культурной революции — лозунг равнения на культуру буржуазного Запада или буржуазно феодального Востока.

Критическую переработку дореволюционного наследства они пытаются подменить его канонизацией.

Проявления местного национализма, далеко не изжитые в творчестве попутнических, крестьянских и даже некоторых пролетарских писателей, в значительной мере питаются и усиливаются тенденциями великодержавного шовинизма, представляющего при разрешении национального вопроса главную опасность и находящего свое выражение в художественной литературе.

Ведя борьбу с буржуазным влиянием в национальных литературах, пролетарские писатели должны на деле закрепить теснейшее сотрудничество национальных литератур: следует систематически переводить на языки народов Союза главнейшие художественные произведения, усиливать живой обмен писательскими делегациями, укреплять интернациональные писательские организации.

9. Марксистская критика еще далеко не достаточно выполняет роль теоретического авангарда пролетарского литературного движения. Ее кадры малочисленны, особенно в национальных республиках и областях. Не используя в достаточной степени огромный опыт марксистско-ленинской теоретической мысли, она по большей части отстает от творческой практики литературного движения и оказывает совершенно недостаточную теоретическую помощь крестьянской и попутнической литературе.

Литературная критика должна давать отпор не только открытым проявлениям буржуазной идеологии, как в художественном творчестве, так и в области теории, но и вылазкам классового врага под маской марксизма. Такая фальсификация марксизма не всегда встречает достаточно резкий и своевременный отпор.

Опыт переверзевщины в литературоведении, равно как рубинщины в политэкономии и других проявлений классово-враждебной идеологии на различных участках, требует от теоретических кадров партийцев большей зоркости и принципиальной непримиримости в борьбе за марксизм ленинизм. Еще окончательно не разоблачены правооппортунистические элементы критики, играющие роль прямого орудия буржуазной литературы, равно как «левые» теоретики ликвидации искусства, подменяющие идейное руководство литературой бюрократическим окриками.

«Ни на минуту не сдавая позиций коммунизма, не отступая ни на йоту от пролетарской идеологии, вскрывая объективный классовый смысл различных литературных произведений, коммунистическая критика должна беспощадно бороться против контрреволюционных проявлений в литературе, раскрывать сменовеховский либерализм и т.д. и в то же время обнаруживать величайший такт, осторожность, терпимость по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним. Коммунистическая критика должна изгнать из своего обихода тон литературной команды. Только тогда она, эта критика, будет иметь глубокое воспитательное значение, когда она будет опираться на свое идейное превосходство. Марксистская критика должна изгонять из своей среды всякое претенциозное, полуграмотное и самодовольное комчванство. Марксистская критика должна поставить перед собой лозунг — учиться и должна давать отпор всякой макулатуре и отсебятине в своей собственной среде» (Рез[олюция] ЦК ВКП(б) от 18 июня 1925 г.).

Марксистская критика должна решительно повернуться лицом к художественной практике, помогая писателям, их творческому росту, преодолению ими ошибок и слабых сторон их творчества, прежде всего, на основе конкретного анализа художественных произведений.

Комакадемия, литературно-критические журналы должны всячески содействовать выдвижению и воспитанию новых кадров марксистской критики.

10. Объединение пролетарских писателей РАПП и ВОАПП в основном проводило верную линию и стало опорным пунктом литературной политики.

Следует отметить, однако, недостаточное развитие самокритики внутри РАППа, наличие элементов администрирования, частое игнорирование на практике того основного положения, что РАПП является литературно-воспитательной, а не государственно-административной организацией.

ЦК ВКП(б) не сомневается, что Ассоциация пролетарских писателей сумеет преодолеть эти недостатки, обеспечить самокритику и создаст внутри РАПП товарищескую атмосферу для отдельных творческих течений и роста новых кадров пролетарской литературы.

 

Зав. Отделом культуры и пропаганды А. СТЕЦКИЙ

 

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 114. Д. 232. Л. 214–223. Машинописный подлинник. Подпись — автограф. Фрагмент десятого пункта постановления впечатан под копирку в текст документа.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация