Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №189

Из записи беседы посла СССР в Египте Д.С. Солода с премьер-министром Египта Г. Насером

09.08.1955
Секретно

В соответствии с указанием Центра посетил Насера и сообщил ему, что Советское правительство приглашает его совершить поездку в СССР в любое удобное для него время совместно с его коллегами по его выбору, Насер ответил, что он получил подобное приглашение посетить СССР от тов. Шепилова Д.Т. Я заметил, что данное официальное приглашение Советского правительства является подтверждением первого.

Насер заявил, что он с благодарностью принимает приглашение Советского правительства и намерен совершить поездку в СССР весной будущего года или же в мае-июне. При этом Насер указал, что ему было бы трудно выехать раньше указанного срока ввиду необходимости разрешения ряда внутренних и внешних проблем Египта и в первую очередь — завершения эвакуации английских войск из зоны Суэцкого канала. По словам Насера, эвакуация английских войск проходит нормально и, как он ожидает, будет завершена досрочно.

Насер поинтересовался, не будет ли с нашей стороны возражений опубликовать в прессе сообщение о приглашении Советским правительством премьер-министра Египта и его коллег посетить СССР и о том, что это приглашение принято.

Я ответил, что у нас нет возражений против опубликования подобного сообщения в печати. Тогда Насер заметил, что сообщение об этом будет опубликовано в местной прессе завтра — 10 августа с.г.

[...]

Когда разговор перешел на общеполитические вопросы, Насер рассказал, что египетское правительство полно решимости проводить и впредь политику нейтралитета, несмотря на большие трудности. Египетскому правительству приходится вести борьбу в Судане, давать отпор попыткам США и Англии втянуть Египет в создаваемые на Ближнем Востоке военные блоки и бороться против внутренней оппозиции, которая используется западными империалистами для подрыва существующего режима.

По словам Насера, Египет находится в чрезвычайно трудном положении ввиду того, что он окружен странами, во многих из которых правительства не выражают воли народов и готовы ради сохранения власти в своих руках сотрудничать с западными империалистами. Египет, как выразился Насер, представляет из себя остров, вокруг которого бушуют империалистические волны, поскольку американцы и англичане понимают, что, добившись подчинения Египта, они легко смогут подчинить себе и все остальные арабские страны.

Египетское правительство уверено, что арабские страны всегда будут идти за Египтом независимо от того, хотят или не хотят этого западные империалисты. Это является лишним доказательством того, насколько важно, чтобы Египет отстоял свою независимую позицию и политику нейтралитета.

По словам Насера, сперва египетское правительство намеревалось начать проводить политику нейтралитета только после полной эвакуации английских войск из зоны Суэцкого канала, т.е. после 19 июня 1956 года. Однако сложившиеся обстоятельства вынудили египетское правительство перейти к этой политике значительно раньше намеченного срока. Вообще провозглашение независимой политики Египта было одной из главных целей египетской революции. Но прежде чем открыто встать на этот путь, необходимо было подавить империалистическую агентуру внутри страны и добиться полной эвакуации английских войск из зоны Суэцкого канала. Однако подписание турецко-иракского пакта в феврале 1955 года и опасение Египта, что к этому пакту могут присоединиться остальные арабские страны, вынудило египетское правительство провозгласить раньше срока политику нейтралитета и объявить об отказе от участия в любых блоках с западными державами. Это вызвало сильную реакцию со стороны США и Англии, которые во время его поездки на Бандунгскую конференцию стали готовить в Египте антиправительственный заговор, используя для этого группу офицеров, выступавших за сотрудничество с Западом. Американцы хотели вызвать в Египте такие же события, какие им удалось вызвать недавно в Индонезии. Согласно полученному Насером секретному докладу, события в Индонезии были организованы американцами. Прогрессивно настроенный и честный индонезийский патриот министр обороны Индонезии, по приказу американцев, был изгнан из правительства только за то, что в прошлом он получил образование в Советском Союзе, был близок к коммунистам и выступал за проведение Индонезией национальной независимой политики. Вслед за изгнанием военного министра в Индонезии начались массовые увольнения и расправы с демократически настроенными офицерами индонезийской армии. В настоящее время американцы готовят отстранение президента Сукарно и назначение на пост президента своего ставленника.

Египетское правительство должно учитывать и учитывает попытки американцев повторить в Египте события, которые произошли в Индонезии. Поэтому отношения Египта с СССР должны строиться с учетом всех объективных факторов. Египетское правительство искренне желает укрепления дружбы и сотрудничества с СССР, но до завершения эвакуации английских войск из зоны Суэцкого канала все мероприятия по укреплению советско-египетских отношений могут вызвать ответную реакцию Запада, который пойдет на самые крайние меры.

В случае открытого сближения и расширения экономического сотрудничества между Египтом и СССР англичане могут приостановить эвакуацию своих войск из зоны Суэцкого канала и продлить оккупацию на неопределенное время. Уже сейчас США и Англия предупреждают египетское правительство об опасных последствиях сближения Египта с СССР и прибегают к различного рода политическим, экономическим и другим угрозам. Тем не менее египетское правительство обсуждает вопросы возможности участия СССР в осуществлении отдельных промышленных проектов Египта. Однако Насер не сказал, о чем в действительности идет речь.

Я заметил Насеру, что, по моему мнению, между угрозами и их осуществлением во многих случаях бывает значительное расстояние. Западные державы вряд ли решатся на осуществление своих угроз по отношению к Египту. В качестве примера я привел случай о постройке Данией парохода для СССР. США, желая сорвать советско-датское соглашение о постройке парохода, пригрозили Дании прекращением оказания ей экономической помощи. Тем не менее, несмотря на отказ Дании сорвать соглашение, американская угроза не была осуществлена. При этом я добавил, что в политике так же, как и в военных делах, иногда следует действовать более решительно, особенно если имеются основы для этого. Поэтому не всегда нужно ждать разрешения одного вопроса для того, чтобы начать решать второй. Зачастую вопросы решаются комплексно.

Постепенное расширение экономического сотрудничества Египта с Советским Союзом может очень скоро весьма выгодно сказаться для египетского правительства со всех точек зрения.

В ответ Насер, напомнив о нашей беседе после его возвращения из Бандунга, рассказал, что до последнего времени египетское правительство неправильно понимало позицию Советского правительства в отношении существующего в Египте режима. Египетское правительство считало, что коммунистическое движение в Египте руководится представителями Москвы, что местные коммунисты выступают против существующего режима, сравнивая Насера с Гитлером и Муссолини, в связи с плохим отношением Советского правительства к нынешнему египетскому правительству и, следовательно, в связи со стремлением Советского Союза подорвать существующий в Египте режим. Однако факты показывают, заявил Насер, что египетское правительство ошибалось в этом вопросе и сейчас с удовольствием констатирует, что Советское правительство питает к Египту и его руководителям искренние чувства дружбы.

Поскольку условия беседы позволяли, я также напомнил ему, что сотрудничество с СССР не может вызывать опасений у египетского правительства, так как мы строим наши отношения с другими странами на основе государственных интересов и мирного сосуществования двух систем. Советский Союз заключил с рядом стран договоры, в которых имеются взаимные обязательства о невмешательстве во внутренние дела друг друга.

Насер ответил, что он полностью разделяет эту точку зрения и что египетское правительство также искренне желает установления самых дружественных отношений между Египтом и СССР, но положение Египта и те объективные факторы, с которыми приходится считаться при проведении внешней политики Египта, не позволяют ему сделать этого. Так, например, не так давно Насера будто посетил английский посол в Каире и заявил ему официально, что в случае закупки Египтом оружия в Советском Союзе Англия и другие западные державы немедленно прекратят поставки оружия Египту и применят к нему ряд экономических и политических санкций. Аналогичное заявление было сделано Насеру и американским послом в Каире. Насер не знает, насколько серьезны эти предупреждения со стороны правительств США и Англии, однако полагает, что их нужно учитывать. Он добавил, что египетское правительство было намерено послать 13 августа свою военную делегацию в Прагу для переговоров о закупке советского оружия, однако, опасаясь того, что англичане в ответ на это могут прервать происходящие сейчас переговоры о разблокировании египетских стерлинговых наличий в лондонских банках (в размере 130 млн. фунтов), египетское правительство решило временно, до завершения указанных переговоров, которые закончатся самое позднее в конце августа, отложить выезд в Прагу египетской военной делегации до этого времени. Тем не менее, египетское правительство будто твердо решило произвести закупки советского оружия.

В конце беседы Насер заявил, что он весьма признателен и благодарен за проявляемые Советским правительством и его представителями симпатии к Египту и готовность поддержать его борьбу с империализмом. Он понимает, что эта борьба будет успешной только в том случае, если она будет проводиться не в одиночку, а совместно со всеми силами, борющимися против империализма. Особенно важно, по мнению Насера, чтобы между нами установилось полное взаимопонимание. «Поэтому, — говорит Насер, — я, как Вы могли заметить, веду беседы с Вами и другими представителями Советского правительства со всей откровенностью, так как считаю, что нам нечего прятать друг от друга, ибо наши цели во многом совпадают».

Я ответил Насеру, что мы также всегда разговаривали с ним и его коллегами с полной откровенностью. Откровенность и искренность в отношениях с другими государствами являются основным принципом советской внешней политики — политики мира и укрепления дружбы между народами.

На беседе присутствовал 1-й Секретарь Посольства тов. Соболев В.П.

Посол СССР в Египте Д. Солод

АВП РФ. Ф. 087. Оп. 18. П. 37. Д. 4. Л. 19, 26—31.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация