Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №218

Телеграмма первого заместителя председателя Совета Министров СССР, министра иностранных дел СССР В.М. Молотовав МИД СССР о беседе с министром иностранных дел Великобритании Г. Макмилланом 29 октября 1955 г.

30.10.1955
Из Женевы

Строго секретно

Снятие копий воспрещается

29 октября после заседания министров имел беседу с Макмилланом по его просьбе. На беседе присутствовал Громыко.

Макмиллан начал с заявления о том, что он считал бы целесообразным обсудить со мной в Женеве целый ряд вопросов, в частности, относящихся к положению в Азия и на Дальнем Востоке, но сегодня, ввиду позднего часа, предлагает ограничиться лишь вопросом о положении на Ближнем Востоке. Я не стал возражать против этого, заявив, что позднее буду рад обменяться с ним мнениями и по другим вопросам международного положения.

После этого Макмиллан, сославшись на поручение Идена, заявил, что английское правительство весьма обеспокоено положением, которое может возникнуть на Ближнем Востоке в результате крупных поставок оружия Египту. Он утверждал, что в течение ряда лет Англия, Франция и США, в соответствии с их декларацией 1950 года, стремились предотвратить конфликт между Израилем и соседними с ним государствами, сохранить равновесие между странами этого района и предотвратить гонку вооружений между ними. До последнего времени, продолжал Макмиллан, Советский Союз проводил такую же политику, однако последние события, т.е. продажа оружия Египту, приведшая к значительному усилению напряженности на Ближнем Востоке, дают английскому правительству основания полагать, что СССР теперь отошел от этой политики. Между тем, если на Ближнем Востоке вспыхнет война, то неизвестно, как далеко она может распространиться и к каким результатам приведет.

Затем Макмиллан отметил, что, по его мнению, СССР и Англия придерживаются единого мнения о необходимости сохранить мир и что они уже много сделали для уменьшения напряженности на Дальнем Востоке и стремятся добиться того же в Европе. Он заявил далее, что ему, мол, непонятно, как можно добиваться уменьшения напряженности в одном районе, предпринимая в другом районе меры, ведущие к противоположным результатам.

В заключение Макмиллан заявил, что английское правительство и народ глубоко обеспокоены указанными действиями, которые они рассматривают, как отход от «духа Женевы».

Мною было отвечено, во-первых, что Советский Союз проводит последовательно одну и ту же политику укрепления мира и уменьшения напряженности как в Европе и на Дальнем Востоке, так и на Ближнем и Среднем Востоке. Я сказал, что не буду сравнивать эту политику с английской политикой на Ближнем и Среднем Востоке, которая к тому же нам не совсем понятна, так как Англия является участником декларации трех держав от 1950 года, известной нам только по газетам. Нам неясно также, как Багдадский пакт, который нас касается и в который Англия вступила вместе с Ираком, Турцией, а теперь и Ираном, согласуется с политикой укрепления мира и ослабления международной напряженности.

После этого, сославшись на переписку тов. Булганина с Иденом, я заявил Макмиллану, что мы не видим оснований для беспокойства с точки зрения гонки вооружений и усиления напряженности на Ближнем Востоке из-за продажи Чехословакией некоторого количества оружия Египту. Я указал, что нет также оснований лишать Египет права покупать оружие для чисто оборонительных целей из любого источника или мешать Чехословакии заключить обычную коммерческую сделку о продаже небольшого количества оружия, которое к тому же не может повлиять на положение на Ближнем Востоке. В заключение я высказал предположение, что все это дело искусственно раздувается.

На дальнейшее замечание Макмиллана о том, что, начиная с 1950 года, три западные державы стремились ограничивать продажу оружия странам Ближнего Востока, чтобы не нарушить равновесия между Израилем и арабскими странами, я ответил, что мы не имеем информации о том, какое именно количество оружия продавалось западными державами Израилю, Египту или Ираку, хотя известно, что это делалось в больших количествах. В этой связи я сказал, что мне не совсем ясно, предлагает ли Макмиллан обмениваться информацией по этому вопросу или как-то иначе регулировать продажу оружия странам, о которых идет речь.

Макмиллан не реагировал на это мое замечание и в заключение заявил, что он считал своим долгом обратить мое внимание на то, что продажа большого количества оружия Египту в момент, когда в Женеве обсуждается вопрос о мире, является источником глубокого разочарования для правительства и народа Англии. Он попросил меня еще раз обдумать этот вопрос и выразил надежду, что впоследствии мы вновь сможем встретиться, чтобы обсудить его.

Со своей стороны, я вновь заверил Макмиллана, что Советский Союз последовательно стремится к укреплению мира и уменьшению напряженности во всем мире, включая район Ближнего и Среднего Востока.

Молотов

АВП РФ. Ф. 059а. Оп. 7. П. 13. Д. 4. Л. 52—55.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация