Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №242

Запись беседы первого заместителя председателя Совета Министров СССР, министра иностранных дел СССР В.М. Молотова с послом Израиля в СССР И. Авидаром

02.04.1956
Секретно

После взаимного обмена приветствиями Авидар говорит, что он недавно вернулся из Израиля, где пробыл пять недель. В Израиле он встретил беспокойство и озабоченность в связи с увеличением вооружения арабских стран и возрастающей угрозой войны, что создает обстановку известной напряженности. Затем Авидар переходит к вопросу о советско-израильских отношениях и говорит, что во всех кругах Израиля, с которыми он соприкасался, он встретил полную готовность к укреплению связей с Советским Союзом. «Мне, — говорит он, — пришлось беседовать на эту тему с премьер-министром, министром иностранных дел, председателем парламента, с министрами торговли и культуры — все они едины в этом мнении. Выдвигались и конкретные предложения, касающиеся культурных связей и расширения торговых отношений с СССР». Авидар отмечает, что в целом ряде вопросов международной политики Израиль занимает позиции, очень близкие, а подчас и сходные с позициями Советского Союза, в частности, Израиль — против военных пактов, особенно на Ближнем Востоке; против военных баз на чужих территориях и размещения военных частей на территориях других стран. Израиль против гонки вооружений, он кровно заинтересован и нуждается в сохранении мира и выступает за мирное соревнование. Он стоит за урегулирование спорных вопросов путем прямых переговоров без вмешательства третьих стран. Наконец, Израиль готов в силу своих возможностей оказывать техническую помощь отсталым странам. Авидар добавляет, что Израиль готов также получать техническую помощь от тех стран, которые готовы оказывать ее ему. Все это является предпосылкой готовности Израиля идти по пути улучшения отношений с Советским Союзом, которые сейчас являются несколько натянутыми. В Израиле нет никакой враждебности к Советскому Союзу.

Молотов замечает, что для такой враждебности и нет оснований.

Авидар говорит, что в израильской печати и в парламенте Израиля имелись выступления против отдельных шагов Советского Союза, которые касались положения в районе Среднего Востока. Но такие же выступления были и против других стран и их политики в этом районе. Право печати высказывать свою точку зрения на независимость и безопасность так же, как и свою точку зрения на вооружение арабских стран. Далее Авидар, упомянув статью в «Известиях» — «Военная истерия в Израиле», отрицает, что в Израиле имеет место военная истерия. Имеется, по его словам, напряженность, озабоченность. В связи с этим в Израиле строятся бомбоубежища и роются окопы.

Молотов замечает, что это свидетельствует о том, что Израиль готовится к войне.

Авидар ссылается на угрозу Израилю в связи с тем, что Египет получает новые реактивные бомбардировщики, истребители, танки и подводные лодки, и 3/4 военных сил Египта, Сирии и даже Ливана находятся непосредственно на границе с Израилем, что не имело места в течение семи лет после окончания военных действий. Он говорит, что державы, которые озабочены сохранением мира на Ближнем Востоке, должны учесть, что равновесие сил в этом районе являлось гарантией мира. Нарушение такого равновесия послужило причиной настоящего положения. При этом не имеет значения, кто предоставляет оружие. Лучшей гарантией мира, говорит Авидар, сейчас явилось бы предоставление Израилю 100 реактивных самолетов и немного противотанкового оружия. Израиль сам не начнет войну, а если он будет обладать таким вооружением, то и другая сторона не начнет войны. Авидар напоминает о заявлении Бен-Гуриона от 6 марта о том, что Израиль не начнет войны, и о заявлении Шаретта от 1 марта о том, что нельзя говорить о мире и не предоставлять в то же время того, что единственно может предотвратить войну. Мы надеемся, говорит он, на готовность Советского Союза внести свой вклад, чтобы улучшить положение, и учесть этот главный для Израиля вопрос — его безопасность.

Молотов говорит, что Авидар произнес целую речь, но не коснулся вопроса о соседях Израиля, и спрашивает, может и хочет ли Израиль установить хорошие отношения со своими соседями.

Авидар говорит, что Израиль стремится к миру и к хорошим отношениям со своими соседями и готов сесть за стол и вести переговоры, без каких-либо предварительных условий. Он высказывает пожелание, чтобы Советский Союз мог оказать свое влияние на соседей Израиля, чтобы они также были согласны сесть за стол и начать переговоры, и говорит, что Израиль будет благодарен всем, кто будет способствовать прямым переговорам без предварительных условий.

Молотов говорит, что ему неясно, какие могли бы быть претензии со стороны Израиля к Советскому Союзу и к его позиции в отношении установления нормальных взаимоотношений Израиля с арабскими государствами. Как известно, разговоры о продаже Чехословакией оружия Египту — это лишь искусственно выдвигаемый повод для недружелюбного отношения к Советскому Союзу. Причина нехороших отношений Израиля с арабскими государствами заключается не в этом. Молотов обращает внимание Авидара на недружелюбный в отношении Советского Союза тон большинства органов печати Израиля. «Вы говорите, — напоминает Молотов, — что в Израиле имеется стремление к укреплению отношений с Советским Союзом». Но если сравнить тон советской и израильской печати, то заметна очень большая разница. Советская печать иногда высказывает критические замечания в отношении некоторых мероприятий Израиля, но это делается в рамках обычной критики и не содержит чего-либо враждебного по отношению к Израилю. В то же время израильская печать, связанная с официальными кругами, занимает совсем другую позицию. Советский Союз выставляют в качестве виновника создавшегося напряжения с целью отвлечь внимание от истинных причин напряженности. Советский Союз стремится, чтобы между странами Ближнего и Среднего Востока были хорошие отношения. Это — его позиция. «Мы заинтересованы, — говорит Молотов, — чтобы споры решались мирно, решались с учетом интересов заинтересованных сторон и интересов обеспечения мира. Между тем, тот факт, что вы строите убежища и оборонительные линии, означает, что некоторые круги в Израиле готовятся к войне. Американцы, связанные с Израилем, также говорят о войне. Можно не называть это военной истерией, однако это на нее похоже. Такие действия, естественно, вызывают тревогу соседних государств». Молотов напоминает, что Израиль не окажется в выигрыше, если начнет войну. Что же касается арабских государств, то они, прежде всего, слабы для того, чтобы начать военные действия. Но они тоже должны со своей стороны иметь возможность обороняться. Нельзя забывать и о том, что еще в недалеком прошлом они были колониями. «Со стороны Советского Союза имеется только одно желание, — говорит Молотов, — чтобы Израиль и его соседи улаживали споры мирным путем и не давали повода для военной истерии. Многое в этом зависит от политики Израиля».

Авидар подчеркивает, что равновесие сил на Среднем Востоке нарушилось. Уже год назад, говорит он, Египет и другие арабские страны имели больше вооружения, чем Израиль. Но тогда Израиль не опасался нападения, потому что он рассчитывал компенсировать это отставание в вооружении за счет лучших моральных сил израильских войск. Однако за этот год вооружение арабских государств значительно возросло и что самое главное — не только количественно, но и качественно. Египет получил реактивные истребители и бомбардировщики, которым Израилю нечего противопоставить. Нарушение равновесия достигло сейчас таких размеров, что делает положение в высшей степени угрожающим. Арабские государства могут напасть на Израиль, и Израиль вынужден готовиться к обороне. Единственная гарантия мира — это дать оружие Израилю, чтобы исключить возможность нападения арабских государств на Израиль.

Молотов говорит, что достаточно Израилю начать односторонне, без согласования с соседними государствами, отводить себе воду реки Иордан, и это может послужить началом конфликта.

Авидар ссылается на то, что Совет Безопасности два года назад обсуждал этот вопрос и не запретил Израилю строительство ирригационных сооружений на реке Иордан. Он лишь предложил Израилю приостановить строительство до тех пор, пока Совет Безопасности не рассмотрит этот вопрос. Однако, несмотря на терпеливое ожидание Израиля, до сих пор этот вопрос не решен.

Молотов предлагает Израилю урегулировать и этот вопрос непосредственно с арабскими странами.

Авидар говорит, что Израиль готов обсудить и урегулировать этот вопрос вместе с соседними государствами, и спрашивает, какую помощь может оказать Советский Союз.

Молотов говорит, что если такая готовность имеется, то Израилю следует найти соответствующие пути для урегулирования. В этом ему обеспечена поддержка других стран. А в том, что не может сделать Израиль, ему должна оказать помощь Организация Объединенных Наций.

Авидар замечает, что вооружение делает арабские страны более несговорчивыми.

Молотов говорит, что, судя по сообщениям печати, Израиль хочет решать вопросы самостоятельно, без согласования с соседними арабскими государствами, и приводит в пример вопрос о водах реки Иордан. Получается так, что Израиль говорит, что он готов вести переговоры, а условия для ведения таких переговоров не создает. Он напоминает, что Израиль выселил 800—900 тыс. арабов с их земли, и арабы считают себя обиженной стороной. Это обстоятельство также нельзя сбрасывать со счетов. Израиль должен считаться с такого рода обстоятельствами и содействовать созданию благоприятных условий для переговоров.

Авидар говорит, что он сожалеет, что ему не удалось объяснить Молотову создавшееся положение, и говорит, что неверно было бы утверждать, что Израиль не нуждается в обороне.

Молотов прощаясь говорит, что речь идет не о том, что Израиль нуждается или не нуждается в обороне, а о том, что он готовится к войне, и еще раз говорит о необходимости для Израиля найти мирные пути для решения спорных вопросов с арабскими странами.

Беседа продолжалась 1 час.

Записал А. Казанский

АВП РФ. Ф. 089. Оп. 9. П. 21. Д. 2. Л. 9—15.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация