Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №245

Запись беседы посла СССР в Израиле А.Н. Абрамова с министром иностранных дел Израиля М. Шареттом

24.04.1956
Секретно

24 апреля меня пригласил Шаретт. Он заявил, что хотел бы получить от Советского правительства некоторые пояснения в связи с заявлением МИД СССР о положении на Ближнем Востоке.

Мы приветствуем общий стиль и дух советского заявления, сказал он. Нам кажется, что в заявлении «отражается более уравновешенная политика, чем та, которая была выражена в недавних заявлениях советских руководителей».

Вместе с тем мы отмечаем, что вслед за заявлением была опубликована статья в «Известиях», которая огорчила нас своей крайней односторонней ориентацией и которая содержит такие обвинения по адресу Израиля, которые, по нашему пониманию, являются несправедливыми и оскорбительными. Однако мы предпочитаем обсуждать вопрос в свете официального заявления МИД СССР, не касаясь указанной статьи.

Я прервал Шаретта, сказав ему, что если он намерен передать мне содержание своей вчерашней речи в парламенте, то я не вижу в этом необходимости, поскольку уже имею официальный текст этой речи.

Шаретт на это ответил, что не будет повторять вчерашнюю речь и что он хочет лишь выяснить следующие вопросы:

1) Каково отношение Советского правительства к нарушению равновесия в вооружении между Израилем и арабскими странами. СССР одобрил одностороннее вооружение Египта, пояснил он. Более того, недавно была заключена сирийско-чехословацкая сделка о поставке оружия, «о которой я не упомянул вчера в кнессете». Предстоит ли дальнейшее вооружение арабских стран и не подрывает ли такая политика усилия, направленные к миру. Не признает ли Советское правительство, что в перевесе сил в пользу Египта кроется опасность для Израиля и для мира на Ближнем Востоке. Какую политику будет проводить СССР в данном вопросе.

2) В советском заявлении говорится, что СССР «последовательно проводит мероприятия, направленные на разрядку международной напряженности» и выступает «против любых действий, которые могли бы повлечь за собой возникновение вооруженных конфликтов». Разве снабжение Египта оружием способствует ослаблению напряженности и предотвращает военные конфликты. Мы считаем, что советская политика противоречит таким заявлениям.

3) В заявлении говорится, что СССР «искренне и от всей души» поддерживает стремления арабских стран к укреплению независимости. Почему это относится только к арабским странам.

4) Почему в советском заявлении отсутствует упоминание о необходимости прямых переговоров между Израилем и арабскими странами.

5) В пункте I-м заключительной части заявления говорится о том, что СССР окажет поддержку усилиям ООН, направленным к укреплению мира и «на выполнение соответствующих решений Совета Безопасности». Имеет ли Советское правительство при этом в виду выполнение арабскими странами решения Совета Безопасности, принятого в сентябре 1951 года, о недопустимости притеснений израильского судоходства в Суэцком канале.

Ваше правительство вправе не отвечать на эти вопросы, но нам хотелось бы получить ответ. Это положило бы начало продуктивному обмену мнениями, что было бы весьма полезным для уточнения точек зрения обеих сторон.

В заключение Шаретт добавил, что за разъяснениями по этим вопросам обратится и Авидар в Москве.

Выслушав Шаретта, я сказал, что «его вопросы», сформулированные в полемической форме, и его вчерашнее заявление я рассматриваю как официальную реакцию, как ответ на заявление МИД СССР. «По моему мнению, — сказал я, — такой ответ может вызвать только сожаление. Он не свидетельствует о дальновидности. Мне кажется, что вы не поняли советское заявление или, быть может, не захотели его понять и сделать надлежащие выводы».

Шаретт, видимо, принял это на свой счет. «Вы говорите мне в недопустимом тоне», — сказал он. Я возразил на это, указав, что я вправе высказать свою точку зрения, так же как он вправе излагать свою точку зрения, и поэтому я считаю замечание о недопустимом тоне неправильным и неуместным.

Тогда Шаретт сказал: «Нашему государству угрожает смертельная опасность, и я не могу допустить мысли, что я что-то не захотел понять в вопросе обеспечения безопасности государства». Это замечание я оставил без ответа.

Посол СССР в Израиле А. Абрамов

АВП РФ. Ф. 089. Оп. 9. П. 21. Д. 3. Л. 69—71.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация