Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №246

Запись беседы заместителя министра иностранных дел СССР В.С. Семенова с послом Израиля в СССР И. Авидаром

26.04.1956
Секретно

26 апреля в 10 час. принял посла Государства Израиль Авидара. Авидар сказал, что просил о встрече в связи с Заявлением МИД СССР о положении на Ближнем Востоке от 17 апреля.

Затем Авидар заявил, по записанному на листке тексту и сославшись на поручение из Тель-Авива, следующее. Заявление МИД СССР от 17 апреля в целом было воспринято в Израиле положительно и рассматривается там как шаг, который может способствовать разрядке международной напряженности. По его мнению, очень важным является то, что Советское правительство озабочено обострением обстановки на Ближнем Востоке. В Израиле с удовлетворением отмечены содержащиеся в Заявлении слова, что Советский Союз с сочувствием и горячей поддержкой отнесся к усилиям арабских стран и Израиля, направленным на установление и укрепление государственной независимости, что Советский Союз видит в утверждении этой независимости важную гарантию мира и безопасности в районе Ближнего Востока. В Израиле хорошо также восприняли содержащееся в трех заключительных пунктах Заявления положение, что Советский Союз окажет необходимую поддержку мероприятиям ООН, направленным на поиски путей и средств к укреплению мира, призыв к заинтересованным сторонам воздержаться от каких-либо действий, могущих вести к обострению положения, а также третий пункт Заявления, где говорится о необходимости вести дело к прочному мирному урегулированию на взаимно приемлемой основе с учетом справедливых национальных интересов заинтересованных сторон.

Авидар заметил, что положительная реакция в Израиле на Заявление была несколько омрачена статьей в «Известиях», опубликованной 21 апреля.

Далее Авидар просил разъяснить некоторые положения Заявления, в частности, следующие:

1. Правильно ли понимать содержащееся в третьем пункте заключительной части Заявления положение о том, что необходимо вести дело к прочному мирному урегулированию, так, что нужно вести дело к заключению мирного договора между Израилем и арабскими странами, который заменит существующие соглашения о перемирии.

2. Авидар подчеркнул, что главной причиной обострения напряженности и усиления угрозы войны на Ближнем Востоке является нарушение равновесия сил в результате одностороннего вооружения арабских стран — Египта, Сирии. Правильно ли, что Советский Союз будет выступать за восстановление равновесия сил и воспользуется своим влиянием для прекращения такого одностороннего вооружения? Авидар сказал, что это могло бы предотвратить возникновение в этом районе вооруженных конфликтов, поскольку равновесие сил якобы является единственной реальной гарантией от возникновения конфликтов. В противном случае, сказал он, вооружение арабских стран увеличит угрозу войны и будет означать, что Советский Союз фактически выступает против мероприятий по предупреждению вооруженного конфликта и его действия противоречат Заявлению от 17 апреля. Этот мотив Авидар пытался развивать и в ходе дальнейшей беседы.

3. Означает ли пункт первый заключительной части Заявления, что Советский Союз стоит за выполнение всех решений Совета Безопасности по палестинскому вопросу, включая свободу судоходства по Суэцкому каналу и в заливе Акаба? Считает ли Советский Союз, что Хаммаршельд должен заняться также этим вопросом?

4. В Заявлении говорится, что Советское правительство искренне и от всей души поддерживало и поддерживает стремления арабских государств к дальнейшему укреплению их недавно приобретенной национальной независимости, к подъему их экономического благосостояния. Как понимать, что при этом не упоминается Израиль?

5. Советский Союз всегда выступал за непосредственные переговоры в качестве метода урегулирования спорных вопросов между сторонами. Считает ли Советский Союз и теперь прямые переговоры между Израилем и арабскими государствами правильным путем к прочному миру на Ближнем Востоке?

Выслушав Авидара, я сказал, что с удовлетворением принимаю к сведению его заявление о том, что как правительство Израиля, так и его общественные круги положительно восприняли Заявление МИД СССР от 17 апреля. Это важно, поскольку целью указанного Заявления Советского правительства является обеспечить поддержание мира на Ближнем Востоке, предупредить возникновение конфликтов и предотвратить вмешательство в дела ближневосточных государств со стороны третьих держав. Положительное отношение в Израиле к Заявлению, а следовательно, и к этим основным идеям Заявления, имеет важное значение, так как Израиль является стороной в палестинском вопросе и слова, переданные Авидаром, можно понять так, что Израиль, со своей стороны, будет также стремиться к укреплению и поддержанию мира и будет воздерживаться от действий, могущих вести к обострению положения на Ближнем Востоке.

Авидар подтвердил это, после чего я заметил, что такое заявление имеет серьезное значение.

Далее я заметил, что не уполномочен давать ответы от имени Советского правительства на поставленные им вопросы и дам свои пояснения лишь отчасти, не выходя из рамок опубликованного Заявления. Если же в дальнейшем я смогу сказать Авидару что-либо дополнительно, то об этом поставлю его в известность.

На вопрос Авидара относительно толкования первого пункта Заявления МИДа и о заключении мирного договора между арабскими странами и Израилем ответил, что содержащееся в Заявлении положение о необходимости «вести дело к прочному мирному урегулированию» палестинской проблемы говорит о том, что Советский Союз заинтересован не просто в перемирии, а в прочном мире в этом районе, который может быть установлен только с учетом национальных интересов сторон, причем Советский Союз, вместе с другими государствами, готов содействовать поискам путей для такого урегулирования.

Далее мною было подчеркнуто, что высказанная Авидаром в связи с его вторым вопросом точка зрения, будто причиной напряженности на Ближнем Востоке является «одностороннее вооружение» Египта и некоторых других арабских стран, является неправильной и неприемлемой. Подчеркнул, что причина напряженности состоит не в том, что Египет и другие арабские страны принимают меры к обеспечению и укреплению своей национальной независимости, а в проводимой известными державами политике сколачивания и расширения военных группировок в этом районе, служащих делу колониализма и направленных против мира, независимости и безопасности стран этого района. Нельзя говорить об односторонности вооружения арабских стран, поскольку хорошо известно, что Израиль в течение длительного времени вооружает свою армию. Известно также, что он приобретает за границей вооружение и в значительных размерах. Поэтому не может быть и речи о том, что якобы «одностороннее» вооружение некоторых арабских стран является причиной существующей напряженности.

Стремление арабских стран укрепить свою независимость является положительным фактором с точки зрения укрепления мира и безопасности на Ближнем Востоке, с которым нельзя не считаться.

Известно, что в Израиле имеются сильные экстремистские настроения, направленные против арабских стран. В других странах говорят, что в Израиле рассуждают так, что сейчас у Израиля имеется сильная армия, а в дальнейшем эта армия может быть слабее. Поэтому надо начинать войну против арабских стран сейчас. Мною было подчеркнуто, что подобные рассуждения, если они имеют место в Израиле, опасны, так как если экстремисты попытались бы развязать военный конфликт, то это могло бы обрушиться на зачинщиков конфликта с сокрушительной силой, о которой они и не предполагают, и обернуться для них очень плохо.

Далее я обратил внимание Авидара на то, что путь к укреплению мира требует, чтобы учитывались справедливые национальные интересы государств, их права и достоинство. Только на этом пути можно добиться решения международных проблем, в частности на Ближнем Востоке. Было бы неправильно ставить вопрос так, что если существует какое-либо государство в этом районе, то все другие государства должны перестать существовать или должны так или иначе зависеть от этого государства и от его удобств. Было бы лучше поискать пути, чтобы ужиться со своими соседями.

Авидар заявил, что Израиль заинтересован в том, чтобы жить в мире со своими соседями. Представители Израиля, подчеркнул он, готовы сесть за один стол с представителями арабских стран, чтобы вести переговоры о мире. Однако арабские страны отказываются от этого. Авидар несколько раз подчеркивал, что Израиль первым не начнет войну с арабскими странами, даже если Египет будет усиливать свою армию. При этом Авидар сослался на заявление премьер-министра Израиля Бен-Гуриона и других официальных лиц, в которых говорилось, что Израиль не нападет первым, но будет воевать хорошо, если на него нападут. Он сказал далее, что израильская армия сильна тем, что она грамотна и знает, что, ведя войну, она борется за свое существование.

По вопросу о выполнении решений Совета Безопасности насчет судоходства по Суэцкому каналу я, оговорившись, что высказываю свое личное мнение, заметил, что миссия Хаммаршельда ясно определена соответствующим решением Совета Безопасности. По палестинскому вопросу ООН принимала и другие решения, например, о беженцах, и эти решения не выполняются. Стало быть, есть вопросы, интересующие арабов, а есть — интересующие израильтян, и следовало бы попытаться как-либо, может быть, постепенно, шаг за шагом найти способы решения этих вопросов.

По вопросу о том, поддерживает ли Советский Союз идею непосредственных переговоров между Израилем и арабскими странами, я сказал, что не могу добавить ничего к Заявлению МИД СССР по этому вопросу.

Авидар стал убеждать в том, что в Израиле много внутренних проблем, для решения которых Израилю необходим мир, и что он не заинтересован в войне. Авидар снова подчеркнул и просил передать Советскому правительству, что Израиль никогда не начнет первым войну, если даже Египет будет продолжать вооружаться. Однако нельзя, дескать, не учитывать опасности политики арабских государств, стремящихся сбросить Израиль в море и т.п.

Мною дан был на это соответствующий ответ, причем было подчеркнуто, что арабские страны, как известно, не хотят войны и что Заявление МИД СССР направлено на поддержание мира на Ближнем Востоке.

В конце беседы Авидар напомнил, что в одной из бесед со мной он поставил вопрос о развитии культурного сотрудничества между СССР и Израилем и что ждет случая вернуться к этой теме

Беседа продолжалась 50 минут. Присутствовал I секретарь ОБСВ т. Зимин.

Заместитель министра иностранных дел СССР В. Семенов

АВП РФ. Ф. 089. Оп. 9. П. 21. Д. 2. Л. 17—22.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация