Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №275

Телеграмма посла СССР в Египте Е.Д. Киселева в МИД СССР

10.08.1956
Строго секретно

Снятие копий воспрещается

Насер выслушал сообщение спокойно и только переспросил, действительно ли информация достоверная. Я подтвердил и спросил, как он оценивает положение. Насер не распространяясь и без деталей заявил, что, во-первых, по их данным, такая операция в ближайшее время не ожидается, во-вторых, они готовы к отражению попытки оккупировать канал. Он заявил, что в боевую готовность приведены части и флот не только в зоне Суэцкого канала, но и по побережью, в Александрии и на границе с Ливией, поскольку там имеются английские базы. Разумеется, после этой информации мы усилим разведку и будем тщательнее следить за морем и воздухом.

Я передал ему также соображения т. Шепилова о намерении Насера лично участвовать на конференции в Лондоне. Насер поблагодарил т. Шепилова за высказанные им мысли и заботу и сказал, что если они решат пойти на участие в конференции, то он считает необходимым свое участие, ибо Фаузи один или с кем-нибудь не сумеет обеспечить наступательную защиту прав Египта. Насер сказал, что они обсуждали весь вечер вчера вопрос об участии Египта и не пришли к окончательному решению. Завтра после полудня Насер обещал передать мне через Али Сабри подготовленный ответ на приглашение. В первый раз Насер явно заколебался под влиянием какой-то группы среди своего окружения.

Он снова начал повторять соображения о том, что арабский мир не поймет этого шага Египта, что это снизит энтузиазм поддержки Египту со стороны многих азиатских стран и т.д. Я обратил его внимание на доводы, которые были приведены в заявлении Советского правительства и на те последствия, которые могут иметь место в результате отказа Египта от переговоров, когда вся машина пропаганды Запада будет утверждать, что раз Египет не хочет даже разговаривать — значит он поймет только один язык — язык силы — это может быть именно то, чего сейчас ждут от Египта, чтобы оправдать свои захватнические цели, Англия и Франция. Насер упоминал снова об опасности голосования большинством, на что я сказал, что ни одна конференция не работает по кем-то предписанной процедуре, а утверждает ее сама. Кроме того, в заявлении будет оговорено, что никакое решение, затрагивающее суверенитет, Египтом не будет признано. Несмотря на то, что Насер после этого высказывал свои соображения о том, каким транспортом лучше добраться до Лондона, морским или воздушным, у меня осталось впечатление, что в главном вопросе он сам все еще испытывает колебания, хотя и признает правильность соображений, приведенных Советским правительством.

Беспокоит также тот факт, что он решил передать ответ через Али Сабри, как бы отрезая возможность обсуждать с ним их позицию.

В этих условиях нам представляется необходимым острее поставить вопрос перед Насером, если ответ будет содержать отказ от участия.

В этом случае, может быть, следует подчеркнуть, что Насер должен понять, что его отказ осложняет Советскому правительству защиту законных интересов Египта и может повлечь за собой конфликт, последствия которого поставят дело мира под серьезную угрозу.

Поскольку Неру в своем заявлении уже исходил из того, что Египет не может и не будет принимать участие в конференции, нельзя исключить, что Насер заавансировался перед Неру и в этом случае слово Неру может также подействовать положительно на Насера. Возможно, следовало бы вступить в контакт с Неру, чтобы он решительно посоветовал Насеру ответить согласием на участие в конференции.

Насер спросил меня, будет ли СССР участвовать в конференции, если срок не будет отодвинут или не будут приняты другие условия. Я ответил, что этого я не знаю, но думаю, что наша делегация поедет и будет действовать в духе заявления Советского правительства, добиваясь целей, которые поставлены в заявлении.

Киселев

АВП РФ. Ф. 059а. Оп. 7. П. 13. Д. 4. Л. 105—108.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация