Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №42

Запись беседы временного поверенного в делах СССР в Египте П.И. Герасимова с государственным министром по делам президентства Али Сабри

07.08.1957
Секретно

Сегодня был у Сабри.

В начале беседы я поздравил его с назначением Государственным министром и пожелал ему успехов в дальнейшей работе.

Затем, в соответствии с указанием МИД СССР, я затронул вопрос о перспективах разрешения арабо-израильского спора. Выслушав мое сообщение, Сабри сказал, что палестинский вопрос является очень сложным вопросом и в то же время — весьма деликатным. Президент Насер, когда его спрашивают по этому поводу, проявляет большую осторожность, так как малейший неосторожный шаг в этом деле может привести к нежелательным серьезным последствиям.

Предложение западных держав — поставить вопрос о арабо-израильском споре в ООН, сказал Сабри, является весьма туманным, так как не ясно, где же намерены они обсуждать, то ли на Генеральной Ассамблее, то ли в Совете Безопасности, или же это будет поручено Генеральному секретарю ООН. Наша позиция в этом вопросе, заметил Сабри, остается прежней. Мы хотим и настаиваем, чтобы Израиль выполнил решения Генеральной Ассамблеи ООН от 1947 и 1948 г.г., в которых были решены территориальные вопросы, о палестинских беженцах и другие вопросы, связанные с этой проблемой. Мы по-прежнему придерживаемся этой позиции.

По мнению Сабри, в случае, если в нашем ответе на ноты западных стран мы дадим согласие на обсуждение этого вопроса в ООН, то это может привести к тому, что Советский Союз будет обвинен в отходе от поддержки арабских стран, что в конечном счете нанесет ущерб советско-арабским отношениям. Оговорившись, что он высказывает свое личное мнение, Сабри сказал, что в нашем ответе следовало бы прежде всего указать на то, что в нынешних условиях не арабо-израильский спор является главной причиной напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, а вмешательство империалистических сил в дела стран этого района. Причем, по мнению Сабри, можно в качестве примеров этого вмешательства империалистических сил в дела стран этого района было бы указать на события в Омане, Йемене, Иордании и Алжире. Вот что создает угрозу миру и спокойствию в этом районе, сказал он. Что касается арабо-израильского спора, то в ответе можно было сказать, что эта проблема может быть решена, если Израиль выполнит решения Генеральной Ассамблеи ООН 1947—48 гг. Однако в ответе не следует говорить, что эта проблема должна быть решена в рамках ООН, так как это даст повод врагам Советского Союза обвинить нас в том, что мы согласились с точкой зрения западных держав в вопросе арабо-израильского спора.

Сабри обещал доложить об этом президенту и после обмена мнением с президентом и министрами сообщит мне окончательный ответ египетского правительства по данному вопросу.

Я заметил, что имеются данные, свидетельствующие о том, что американцы намерены на предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи ООН выдвинуть палестинский вопрос и, в частности, вопрос о палестинских беженцах как главный вопрос. Сабри сказал, что им также известно об этом и что в случае постановки этого вопроса Египет будет требовать выполнения Израилем указанных выше решений Генеральной Ассамблеи ООН.

Затем я поинтересовался у Сабри позицией египетского правительства в вопросе пребывания войск ООН на египетской территории. Сабри сказал, что в позиции Египта по данному вопросу нет никаких изменений. В настоящее время, сказал он, мы не считаем целесообразным ставить вопрос о выводе этих войск, так как, в частности, это связано с вопросом об Акабском заливе, поскольку этот вопрос целиком переложен на короля Сауда с тем, чтобы он добивался перед Эйзенхауэром решения этого вопроса. В связи с этим сейчас невыгодно для Египта выводить войска ООН из зоны Акабского залива.

Касаясь иорданского ультиматума Сирии, Сабри сказал, что этот шаг трудно объясним и свидетельствует о безумии короля Хусейна и его нынешнего правительства. Когда нам стало известно об этом ультиматуме, сказал Сабри, мы посоветовали сирийцам опубликовать коммюнике по данному вопросу, с тем чтобы поставить в известность общественное мнение арабских стран об этом провокационном акте, что сирийцы и сделали. Видя, что этот шаг не одобряется общественным мнением не только арабских стран, но и мировой общественностью, король Хусейн вынужден был отступить. В настоящее время он, Сабри, не думает, что этот вопрос представлял бы угрозу для мира, и он считает, что отношения между двумя странами нормализируются.

Касаясь событий в Омане, Сабри сказал, что египетское правительство положительно относится к передаче этого вопроса в Совет Безопасности с тем, чтобы приковать внимание международного общественного мнения к агрессивным действиям Англии в Омане.

Египетский представитель на предстоящей сессии Политического комитета Арабской Лиги внесет такое предложение. По его мнению, это предложение будет принято, хотя, заметил Сабри, единства точек зрения арабских стран в этом вопросе не имеется.

Я передал Сабри в порядке информации текст речей главы сирийской делегации государственного министра аль-Азема и заместителя председателя Совета Министров товарища Кузьмина, которыми они обменялись в Москве на приеме в честь софийской делегации. По просьбе Сабри, я обещал ему прислать текст советско-сирийского коммюнике, а также сообщение ТАСС о беседе заместителя министра иностранных дел тов. Семенова с ливанским посланником в Москве.

Затем я в осторожной форме поинтересовался, как обстоит дело с подписанием культурного соглашения между СССР и Египтом. Сабри сказал, что ему ничего не известно об этом, и попросил меня информировать об истории этого вопроса. Я рассказал ему историю переговоров по данному вопросу. Он выразил удивление затяжкой решения этого вопроса и обещал поинтересоваться этим дедом, сделал у себя пометку. Я заметил Сабри, что с нашей стороны это соглашение поручено подписать новому заместителю министра культуры ССОР тов. Кафтанову, который может прибыть в Каир, как только будет установлена дата подписания этого соглашения.

В конце беседы Сабри от имени президента Насера просил меня передать Советскому правительству просьбу принять на лечение офицера Камаль Рифата, у которого заболели глаза после гриппа. Сабри сказал, что подобные болезни излечиваются в Советском Союзе, сославшись при этом на брошюру академика Филатова, которая лежала у него на столе, Сабри сказал, что Рифат выезжает в Стокгольм, откуда он мог бы направиться в Советский Союз. В случае положительного решения Сабри просил дать указание нашему посольству в Стокгольме связаться по этому вопросу с египетским посольством в Швеции, выдать визу Рифату и помочь ему в организации поездки в СССР.

Одновременно он просил информировать его о решении Советского правительства.

Я обещал немедленно доложить об этой просьбе Советскому правительству и выразил уверенность в том, что она будет удовлетворена.

Вр[еменный] Поверенный в делах СССР в Египте

П. Герасимов

АВП РФ. Ф. 087. Оп. 20. П. 41. Д. 9. Л. 186—190.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация