Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ СССР
Ужесточение действий властей
Документ №8

Отдел внешней политики ЦК ВКП(б) - в секретариат ЦК ВКП(б) с предложением закрыть ЕАК

19.10.1946
т. ЖДАНОВУ А.А.

т. КУЗНЕЦОВУ А.А.

т. ПАТОЛИЧЕВУ Н.С.

т. ПОПОВУ Г.М.

Еврейский антифашистский комитет в СССР (ЕАК) начал свою деятельность в апреле 1942 года. Официального решения партийных и советских органов о создании Комитета и его функциях не было. По заявлению руководства ЕАК, задача Комитета определялась устными указаниями тт. Щербакова и Мануильского и заключалась в мобилизации еврейского населения за рубежом на борьбу против фашизма и в пропаганде достижений СССР в зарубежной печати.

В период Отечественной войны Еврейский антифашистский комитет сыграл известную положительную роль, содействуя в некоторой степени мобилизации зарубежного еврейского населения на борьбу с немецким фашизмом. С окончанием войны положительная роль Комитета оказалась исчерпанной и, как показала проверка, произведенная Отделом внешней политики ЦК ВКП(б), деятельность ЕАК в настоящее время не только перестала быть положительной, но и становится политически вредной.

Основной порок в деятельности Еврейского антифашистского комитета в настоящее время состоит в том, что она приобретает все более националистический, сионистский характер и объективно способствует усилению еврейского реакционного буржуазно-националистического движения за границей и подогреванию националистических, сионистских настроений среди некоторой части еврейского населения в СССР. Практическая деятельность Еврейского антифашистского комитета выражается в посылке статей в еврейскую зарубежную прессу и в поддержании связи с различными еврейскими организациями за границей. При этом как содержание посылаемых ЕАК за границу статей и материалов, так и характер связей Комитета с зарубежными еврейскими организациями ограничиваются вопросами жизни евреев в СССР и за рубежом. <...>

Еврейский антифашистский комитет не ведет пропаганды и контрпропаганды против развернутой реакционными империалистическими кругами Англии и США антисоветской кампании и не дает правдивой информации о мирной внешней политике Советского Союза, о жизни народов СССР, основах, преимуществах и достижениях советского социалистического строя. Ограничивая тематику посылаемых за границу статей и материалов специфическими вопросами, ЕАК неправильно освещает роль и место еврейского населения в жизни СССР, показывая его жизнь оторванной от жизни других народов СССР и раздувая роль еврейского населения и в особенности еврейских интеллигентов до такой степени, что создается неправильное впечатление о ведущей, если не решающей, роли евреев во всех областях жизни СССР. Одновременно жизнь и деятельность других многочисленных народов СССР Еврейским антифашистским комитетом систематически замалчиваются.

В статье Персова «Победный путь к Праге», направленной в 1946 г. в Канаду, навязывается мысль, что основную роль при взятии Берлина, Дрездена и Праги играл полковник — командир танковой бригады Давид Драгунский. <...> В статье генерал-лейтенанта М. Чернявского (направленной в США в 1946 г.), озаглавленной «На параде Победы», описываются подробно жизнь и заслуги самого Чернявского, а также заслуги полковника Давида Драгунского, майора Фишельзона и Абрама Темника. В статье ни слова не говорится об офицерах и генералах других национальностей Советской Армии.

В 1946 г. за границу направлено большое количество статей о героях Советского Союза — евреях. В них настойчиво и последовательно проводится мысль о героизме евреев на фронтах Отечественной войны; о героизме же представителей других советских народов либо говорится вскользь, либо вовсе замалчивается.

В этом отношении характерна статья Л. Гольдберга «Советские евреи в Великой Отечественной войне Советского Союза», в которой автор, кратко упомянув о роли русского, белорусского, украинского народов в Отечественной войне, далее, на протяжении 5 страниц, подробно говорит лишь о заслугах евреев на фронте и в тылу.

В серии статей и материалов, отправленных Еврейским антифашистским комитетом в зарубежную прессу по вопросам народного хозяйства СССР, дается превратное представление о советской действительности. Если судить по заголовкам некоторых статей, можно подумать, что ЕАК посылает за границу статьи, подробно освещающие хозяйственные успехи СССР. Здесь можно найти такие статьи, как «Победа советских металлургов», «Героические дела советских автостроителей», «Лучшие люди советской резиновой промышленности», «Маршал Сталин поздравляет строителей Владимирского тракторного завода», «Восстанавливаются станкостроительные заводы в Белоруссии», «Техническая интеллигенция в первых рядах восстановителей Донбасса» и др. Однако названия этих статей не соответствуют их содержанию. В перечисленных и многих других статьях Еврейского антифашистского комитета та или иная отрасль народного хозяйства СССР берется лишь в качестве фона для развернутого показа в преувеличенном и раздутом виде роли и заслуг талантливых и инициативных руководителей-евреев, решающих успех дела. <...>

Во всех этих статьях авторы ЕАК сосредоточивают внимание читателя не на успехах социалистического хозяйства СССР, не на героических делах советского многонационального народа, не на замечательном содружестве народов Советского Союза, а на особой роли и заслугах талантливых одиночек-евреев, создавая ложное впечатление, будто бы они в успехах народного хозяйства СССР играют ведущую роль.

Значительное место среди материалов, отправленных Еврейским антифашистским комитетом за границу, занимают статьи по вопросам культуры, науки и искусства. Характерными особенностями этих статей и материалов являются:

1. Подавляющее большинство их посвящено творчеству лишь писателей, артистов, музыкантов и ученых — евреев. Достижения советских людей других национальностей в области культуры, науки и искусства, как правило, замалчиваются.

2. Роль и значение еврейской культуры в общей социалистической культуре народов СССР раздуваются таким образом, что в замаскированной форме протаскиваются и навязываются мысли о превосходстве еврейской культуры и об особой ее роли в СССР.

3. Культура советских евреев преподносится в отрыве от советской действительности и при замалчивании влияния на нее советской культуры вообще и русской культуры, в частности.

4. Преклонение перед древней еврейской культурой, включая талмуд и библию, и в отдельных случаях угодничество перед буржуазной культурой.

Статьи ЕАК по вопросам культуры стандартны по своей форме и содержанию. Обычно они начинаются несколькими общими фразами о советской культуре, а затем развернуто показывают деятельность одного или нескольких работников культуры, евреев по происхождению. <...>

Все еврейское, вплоть до талмуда и библии, выпячивается и пропагандируется. Все нееврейское замалчивается. Такова общая линия пропаганды Еврейского антифашистского комитета за границей. Совершенно очевидно, что такого рода «пропаганда» льет воду на мельницу буржуазного сионизма и наносит политический ущерб СССР. Она поставляет материал для зарубежных еврейских организаций, помогая им в пропаганде сионизма, реакционных взглядов об особой и единой еврейской нации. С другой стороны, Еврейский антифашистский комитет своими статьями и материалами за границу, создавая ложное представление о советской действительности, в которой будто бы ведущая роль принадлежит евреям, дает пищу для антисоветской пропаганды, клеветнически отождествляющей все советское с еврейским.

Если достижения советских народов в области науки, культуры и искусства в статьях и материалах Еврейского антифашистского комитета систематически замалчиваются, то по отношению к буржуазной культуре Комитет порой проявляет недостойное советских людей преклонение и угодничание.

Так, в статье «Большой успех американских фильмов в селах Украины», посланной в еврейскую печать США, некто Барановский расписывает, будто бы жители села Смотрич Каменец-Подольской области с восторгом смотрят американские фильмы. «Жители Смотрича, — заявляет автор, — знают Дину Дурбин, знают ее по кинофильмам “Сестра его дворецкого” и “Весенний вальс”. Фильм “Сестра его дворецкого” четвертый день подряд шел в селе, и все билеты проданы. Многие смотрели фильм по 2—3 раза». Автор статьи приписывает далее восторженный отзыв об американских фильмах также управляющему Каменец-Подольского областного управления кинофикации, который будто бы заявил: «Выпущенный кинофирмой “XX век — Фокс” фильм “Серенада солнечной долины” был показан в 25 сельских кинотеатрах области. Его смотрели 15194 зрителя. Но еще большим успехом пользуется этой же фирмы фильм “Тетка Чарлея”. Он обошел все экраны области. Его смотрел 45801 зритель». Духом пресмыкательства перед Америкой так и несет от этой статьи.

Руководство Еврейского антифашистского комитета проявляет большое удовлетворение тем, что материалы Комитета печатаются в еврейской зарубежной прессе, которая, за исключением немногочисленных левых газет, является буржуазной, сионистской. Оно ставит себе в заслугу, например, что «в одной из самых крупных еврейских буржуазных газет Америки «Дер Тог» было напечатано в 95 номерах 77 материалов и что «даже антисоветская газета “Форвертс” вынуждена иногда печатать наши материалы». Надо потерять элементарную политическую бдительность, чтобы видеть свою заслугу в связях с антисоветской грязной газетенкой. После этого не может уже вызвать удивление, что ЕАК палестинскую газету «Давар», которая часто печатает антисоветские вымыслы, относит к числу «как будто... дружеских».

Безразборчивое участие в буржуазной, сионистской и антисоветской печати свидетельствует о том, что ЕАК проявляет по меньшей мере политическую близорукость, перестал замечать грани между классами среди зарубежного еврейского населения, по существу превратился в бесплатного корреспондента буржуазной еврейской прессы и приспосабливает к вкусам и требованиям этой прессы как тематику, так и содержание своих статей и материалов. Еврейский антифашистский комитет в СССР поддерживает письменную связь почти со всеми еврейскими организациями за границей, подавляющая часть которых является организациями буржуазно-националистического, сионистского направления и объединяется Всемирным еврейским конгрессом, руководимым лидером сионистов — Стивеном Уайзом.

Проявляя настойчивое стремление всячески расширять свои связи с еврейскими организациями за границей независимо от их политической физиономии, Комитет не только не борется против буржуазно-националистической, сионистской идеологии и практики этих организаций, но и сам сползает на позиции еврейского национализма и сионизма и становится их идейным пленником. Связи Еврейского антифашистского комитета с еврейскими организациями за границей по своему содержанию не выходят за узкие рамки специфически еврейских вопросов и объективно укрепляют еврейское националистическое и сионистское движение, поскольку при этих связях постоянно выпячиваются якобы общие вопросы, касающиеся еврейского населения всего мира, независимо от классового положения и фактической национальности: вопросы «общей культуры, вопросы территории и, в частности, Палестины, вопросы положения евреев в отдельных странах и т.п.» О характере этих связей можно судить по следующим примерам. Уступая требованиям американских еврейских организаций, руководство Антифашистского еврейского комитета весной текущего года послало польскому правительству телеграмму-запрос по поводу антиеврейских выступлений в Кракове и других городах Польши. Этому вопросу предшествовало обсуждение проблемы о польских евреях на заседаниях президиума ЕАК, где член президиума Юзефович предлагал получить подробную информацию об устройстве польских евреев для того, чтобы воздействовать на польское правительство через англо-американских евреев.

Защищая свое предложение на заседании президиума ЕАК 13.04.1946 г., Юзефович говорил: «Надо, чтобы делегация польских евреев выехала бы сюда и сообщила бы нам о жизненном устройстве польских евреев. Мое предложение сводится к тому, что когда советский Еврейский комитет получит официальные сведения о ходе устройства евреев Польши, то мы могли бы выступить с письмом на имя евреев Америки и Англии». 21 июня 1946 г. Комитет обратился со специальным письмом в Министерство внутренних дел СССР, поддерживая ходатайство Союза венгерских евреев относительно освобождения пленных солдат еврейской национальности из лагерей СССР.

25 апреля 1946 г. из Нью-Йорка от еврейского комитета украинских землячеств получено следующее письмо: «Мы хотим иметь непосредственный отклик от наших сестер и братьев — евреев на Украине, знать, как восстанавливается еврейская жизнь на Украине. Просим поставить в соответствующих инстанциях вопрос о приеме нашей делегации на Украине». ЕАК переслал это заявление Украинскому правительству и телеграфировал еврейским землячествам в США о том, что их просьба передана по назначению. <...>

В свою очередь, зарубежные еврейские организации и их представители стали рассматривать ЕАК не как антифашистский, а как «свой», еврейский, Комитет, что подтверждается характером писем, получаемых ЕАК из-за границы. <...> Следует отметить, что ЕАК в ряде статей, посланных им в зарубежную еврейскую прессу (Ш. Эпштейн «Возрождение народа», М. Нурок «День мести — в душе моей» и «Год моего избавления наступает» и др.), с явным сочувствием относится к сионистской идее о создании еврейского государства в Палестине и симпатизирует идее массового переселения евреев в Палестину. Этим, видимо, и объясняется, почему ЕАК уделяет работе на Палестину непомерно большое внимание, направив туда за период с 1 июня 1945 г. по 27 июня 1946 г. более 900 своих статей и материалов, или в полтора раза больше, чем в Англию. Работники ЕАК в данном случае не только включились в общий оркестр сионистов всего мира, но и оказались в фарватере политики американских Барухов, которые путем массового переселения евреев стремятся насадить в Палестине массовую агентуру американского империализма.

Следует иметь в виду также и то, что широкая пропаганда ЕАК на Среднем Востоке и, в частности, в Палестине, несомненно, наносит политический ущерб интересам Советского Союза, создавая неправильное представление у арабского населения об отношении СССР к палестинской проблеме. Еврейский антифашистский комитет намерен в будущем установить еще более тесные связи с еврейскими организациями за границей. <...>

Некоторые руководители ЕАК в прошлом году настойчиво выдвигали предложение о развертывании среди еврейского населения всего мира кампании за сбор средств на сооружение памятников погибшему от фашизма еврейскому населению. <...>

При создании Еврейского антифашистского комитета не предусматривалось, чтобы этот Комитет имел какие-либо функции по работе среди еврейского населения СССР. Однако ЕАК явочным порядком развертывает свою деятельность и внутри страны, причем эта его деятельность в данное время является не менее политически вредной, чем деятельность на заграницу. ЕАК ведет обширную переписку с центральными и местными партийно-советскими органами и получает значительное количество писем от еврейского населения. В письмах, получаемых ЕАК, имеются жалобы на неправильное отношение к евреям со стороны различных советских организаций. Авторы писем просят вмешательства Комитета. Ряд писем является анонимным. Некоторые из этих жалоб находят поддержку у Комитета.

ЕАК пишет в советские организации отношения с просьбами оказать ту или иную помощь отдельным гражданам. ЕАК систематически обращается за материальной помощью для отдельных граждан-евреев не только в советские организации, но и к председателю Московской религиозной общины Чобруцкому. <...>

Еврейский антифашистский комитет с 1942 г. издает газету «Эйникайт» («Единение») тиражом в 10000 экз. Только около 2 000 экз. газеты посылается за границу, остальная же часть тиража распространяется внутри СССР, главным образом среди еврейской интеллигенции. Нахождение газеты «Эйникайт» в ведении Еврейского антифашистского комитета отрицательно сказывается на всем содержании этой газеты. Статьи и материалы, печатаемые в газете, мало чем отличаются от статей, направляемых ЕАК за границу. Они также освещают в основном специфически еврейскую тему и способствуют воспитанию еврейской интеллигенции в шовинистическом духе. Из 263 статей, не считая передовых и официального материала, помещенных в газете за 6 месяцев 1946 г., 201 статья посвящена еврейской тематике. «Эйникайт» крайне неудовлетворительно информирует еврейское население о жизни других народов СССР, о достижениях нашей страны и не пропагандирует советскую и, в частности, русскую культуру. <...> В освещении еврейских вопросов газета также односторонне подчеркивает роль евреев в Отечественной войне и в социалистическом строительстве, причем еврейское население обычно изображается искусственно изолированным от советского населения других национальностей. <...>

Из рассмотрения деятельности Еврейского антифашистского комитета внутри страны следует тот вывод, что Комитет явочным порядком присваивает себе несвойственные ему функции главного уполномоченного по делам еврейского населения и посредника между этим населением и партийно-советскими органами, а также роль политического и культурного руководителя еврейских масс, которую он пытается осуществлять прежде всего через газету «Эйникайт».

Еврейский антифашистский комитет намерен в дальнейшем серьезно расширить свою деятельность и компетенцию своих прав внутри СССР. Насколько далеко идут его намерения в этом отношении, можно видеть хотя бы из того, что ЕАК намерен ставить перед правительством СССР даже вопросы о территории (видимо, новой территории, кроме Биробиджана) для еврейского населения. На одном из официальных заседаний ЕАК (23 октября 1945 г.) член президиума Комитета т. Фефер, без возражений со стороны других руководителей Комитета, говорил:

«Нужно поставить вопрос о некоторых задачах Комитета внутри страны. Это очень серьезный вопрос. В связи с новыми задачами Комитет будет ставить вопрос о новом названии... Что касается задач, то нам кажется, что в настоящее время у нас имеются очень серьезные задачи, как, например, вопросы культуры. У нас создалось такое положение, когда эти вопросы не стояли перед нами так остро, как теперь. Вопросы территории, вопрос издания журналов, вопросы здания для клуба».

ЕАК намерен также организовать изучение еврейской истории, для чего в феврале 1946 г. счел необходимым создать при Комитете специальную историческую комиссию из 11 чел[овек].

За последний период среди некоторой части еврейского населения, главным образом интеллигенции, наблюдается оживление сионистско-националистических настроений. Это нашло свое частное выражение, например, в поведении публики (состоявшей главным образом из евреев), присутствовавшей на лекции, прочитанной в Политехническом музее 17 июля с.г. на тему «К проблеме о Палестине». После лекции лектору В. Луцкому было подано более 200 записок, большинство из которых было подготовлено и даже отпечатано на машинке заранее. Значительная часть записок свидетельствует о сионистских, а иногда и антисоветских настроениях их авторов.

Деятельность и само существование Еврейского антифашистского комитета в СССР, безусловно, способствуют искусственному обособлению еврейского населения, в особенности еврейской интеллигенции, и распространению среди нее чуждой и враждебной сионистской идеологии. <...>

Выводы:

Проверкой установлено, что деятельность Еврейского антифашистского комитета, как на заграницу, так и внутри СССР, приобретает все более сионистско-националистический характер и потому является политически вредной и нетерпимой. Вся деятельность ЕАК в настоящее время противоречит ленинско-сталинским взглядам на существо еврейского вопроса. <...>

В своей деятельности Еврейский антифашистский комитет исходит не из ленинско-сталинских идейных позиций, а из позиций буржуазного еврейского сионизма и бундизма, ведя линию на обособление и консервацию всего еврейского, обособление еврейского населения от других народов СССР. Объективно ЕАК в советских условиях продолжает линию буржуазных сионистов и бундовцев и по существу вместе с ними борется за реакционную идею единой еврейской нации....>

На основании изложенного Отдел внешней политики ЦК ВКП(б) считает дальнейшее существование Еврейского антифашистского комитета в СССР нецелесообразным и политически вредным и вносит на Ваше рассмотрение предложение о его ликвидации.

М. СУСЛОВ

Разослано тт. Сталину И.В., Молотову В.М., Берия Л.П., Маленкову Г.М., Микояну А.И., Андрееву А.А., Ворошилову К.Е., Кагановичу Л.М., Булганину Н.А., Швернику Н.М., Косыгину А.Н.

26.XI.1946 г.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 128. Д. 868. Л. 106—127 об. Копия.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация