Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ СССР
"Дело" еврейского антифашистского комитета
Документ №13

Из протокола допроса П.С. Жемчужиной и ее очной ставки с С.А. Лозовским

10.02.1949
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Намерены ли вы правдиво рассказать о совершенных вами преступлениях?

ЖЕМЧУЖИНА. Никаких преступлений против советского государства я не совершала. Предъявленное мне в процессе следствия обвинение в установлении преступных связей с еврейскими националистами я отрицаю.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Отрицаете, потому что хотите скрыть вражеский характер своей связи с Михоэлсом и другими националистами? Скажите, как часто вы встречались с Михоэлсом?

ЖЕМЧУЖИНА. Считанные разы. Первая наша встреча состоялась в 1938 или 1939 году в Московском еврейском театре, где я присутствовала на спектакле «Тевье-молочник». В антракте Михоэлс пришел ко мне в ложу и представился как руководитель театра. После этого долгое время никакого общения с Михоэлсом у меня не было, и лишь в начале 1944 года я по просьбе сотрудников главного управления текстильно-галантерейной промышленности пригласила Михоэлса сделать в управлении доклад о его поездке в Америку. Михоэлс принял мое приглашение, и через несколько дней его доклад состоялся <...> В 1948 году Михоэлс вторично посетил главк, на этот раз с целью пригласить меня на спектакль «Фрейлехс». Тогда же он обратился ко мне с просьбой устроить на излечение в кремлевскую больницу какого-то артиста Еврейского театра, однако в этом я ему отказала.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. А приглашение Михоэлса посетить театр приняли?

ЖЕМЧУЖИНА. Да.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Показывайте, какие поручения Михоэлса вы выполняли?

ЖЕМЧУЖИНА. В 1948 или 1947 году, точно не помню, Михоэлс просил меня отправить письмо Молотову, находившемуся в командировке за границей, это письмо я передала в секретариат Совета Министров для отправки Молотову с очередной почтой.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Вам было известно содержание письма?

ЖЕМЧУЖИНА. Нет, письма я не читала, Михоэлс не посвящал меня в его содержание.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Снова лжете! Известно, что вы не только взялись переправить письмо, но и обещали Михоэлсу подвинуть вопросы, которые он ставил в этом письме.

ЖЕМЧУЖИНА. Я это отрицаю. Взяв письмо у Михоэлса, я не находила в этом ничего предосудительного, что же касается содержания письма, то еще раз заявляю, что оно мне неизвестно.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Поскольку вы нагло отрицаете установленные факты, следствие вынуждено вас изобличить.

(Вводится арестованный Лозовский, бывший начальник Совинформбюро, член Еврейского антифашистского комитета.)

ВОПРОС К ЛОЗОВСКОМУ. Еврейские националисты направляли клеветнические письма в адрес советского правительства?

ЛОЗОВСКИЙ. Да. В 1944 году Михоэлс и бывший ответственный секретарь Еврейского антифашистского комитета Эпштейн, получив с Украины несколько писем от евреев, сообщавших, что якобы местные власти их притесняют, пришли ко мне протестовать перед советским правительством против подобных действий. Должен сказать, что к тому времени нами была уже достаточно развернута националистическая работа и мы решили действовать. Обсудив между собой этот вопрос, мы решили написать на имя Молотова письмо с изложением фактов, приведенных в письмах с Украины, имея в виду вырвать у советского правительства некоторые преимущества для евреев. Оно было направлено адресату. Не получив ответа, я, Михоэлс и Эпштейн договорились написать по тому же вопросу второе письмо Молотову, но, опасаясь, что оно останется без ответа, решили добиваться положительного реагирования на него через свои связи.

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Через Жемчужину?

ЛОЗОВСКИЙ. Через нее. <...>

ЦАФСБ РФ. Архивная коллекция составителя. Копия.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация