7г. — О РЕПЕРТУАРЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ И МЕРАХ ПО ЕГО УЛУЧШЕНИЮ.
Обсудив вопрос о репертуаре драматических театров и мерах по его
улучшению, ЦК ВКП(б) признает состояние репертуара театров
неудовлетворительным.
Главный недостаток нынешнего состояния репертуара драматических театров
заключается в том, что пьесы советских авторов на современные темы
оказались фактически вытесненными из репертуара крупнейших драматических
театров страны. В Московском Художественном Театре из 20 идущих
спектаклей лишь 3 посвящены вопросам современной советской жизни, в
Малом театре из 20 — 3 спектакля, в театре им. Моссовета из 9 — 2, в
театре им. Вахтангова из 10 — 2, в Камерном из 11 — 3, в Ленинградском
театре им. Пушкина из 10 — 2, в Киевском драматическом театре им. Франко
из 11 — 3, в Харьковском театре им. Шевченко из 11 — 2, в Свердловском
драматическом театре из 17 — 5 спектаклей поставлены на современные
советские темы.
Явно ненормальное положение с репертуаром еще более усугубляется тем,
что и среди небольшого количества пьес на современные темы, поставленных
театрами, имеются пьесы слабые, безыдейные («Вынужденная посадка»
Водопьянова и Лаптева, «День рождения» братьев Тур, «Самолет опаздывает
на сутки» Рыбака и Савченко, «Новогодняя ночь» А. Гладкова,
«Чрезвычайный закон» братьев Тур, «Окно в лесу» Рахманова и Рысс,
«Лодочница» Погодина и некоторые другие). Как правило, советские люди в
этих пьесах изображаются в уродливо-карикатурной форме, примитивными и
малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами, отрицательные же
персонажи наделяются более яркими чертами характера, показываются
сильными, волевыми и искусными. События в подобных пьесах изображаются
часто надуманно и лживо, ввиду чего эти пьесы создают неправильное,
искаженное представление о советской жизни. Значительная часть
поставленных в театрах пьес на современные темы антихудожественна и
примитивна, написана крайне неряшливо, безграмотно, без достаточного
знания их авторами русского литературного и народного языка. К тому же
многие театры безответственно относятся к постановкам спектаклей о
советской жизни. Нередко руководители театров поручают ставить эти
спектакли второстепенным режиссерам, привлекают к игре слабых и
неопытных актеров, не уделяют должного внимания художественному
оформлению театральных постановок, вследствие чего спектакли на
современные темы получаются серыми и малохудожественными. Все это
приводит к тому, что многие драматические театры не являются на деле
рассадниками культуры, передовой советской идеологии и морали. Такое
положение дел с репертуаром драматических театров не отвечает интересам
воспитания трудящихся и не может быть терпимо в советском театре.
Крупным недостатком в деятельности Комитета по делам искусств и
драматических театров является их чрезмерное увлечение постановкой пьес
на исторические темы. В ряде пьес, не имеющих никакого исторического и
воспитательного значения, идущих ныне в театрах, идеализируется жизнь
царей, ханов, вельмож («Новеллы Маргариты Наваррской» Скриба, «Хорезм»
Хаджи Шукурова, «Тахмос Ходжентский» Касымова, «Мы казахи» Тажибаева,
«Идукай и Мурадым» Бурунгулова).
ЦК ВКП(б) считает, что Комитет по делам искусств ведет неправильную
линию, внедряя в репертуар театров пьесы буржуазных зарубежных
драматургов. Издательство «Искусство» по заданию Комитета по делам
искусств выпустило сборник одноактных пьес современных английских и
американских драматургов. Эти пьесы являются образцом низкопробной и
пошлой зарубежной драматургии, открыто проповедующей буржуазные взгляды
и мораль. За последнее время Комитет по делам искусств разослал
драматическим театрам страны пьесы: «Убийство мистера Паркера»
Моррисона, «Опасный возраст» Пинеро, «Круг» и «Пенелопа» Могэма, «Мое
кафе» Бернара, «Пыль в глаза» Лабиша и Делакура, «Гость к обеду»
Кауфмана и Харт, «Знаменитая Мэри» Дюрана, «Корсиканская месть, или
Причуды дядюшки» Ожье и Сандо и др. Часть этих пьес была поставлена в
драматических театрах. Постановка театрами пьес буржуазных зарубежных
авторов явилась, по существу, предоставлением советской сцены для
пропаганды реакционной буржуазной идеологии и морали, попыткой отравить
сознание советских людей мировоззрением, враждебным советскому обществу,
оживить пережитки капитализма в сознании и быту. Широкое распространение
подобных пьес Комитетом по делам искусств среди работников театров и
постановка этих пьес на сцене явились наиболее грубой политической
ошибкой Комитета по делам искусств.
ЦК ВКП(б) отмечает, что Комитет по делам искусств оказался в плену у
отсталой части театральных работников, выпустил из своих рук подбор
репертуара для центральных и местных театров, предоставив формирование
репертуара самотеку.
ЦК ВКП(б) отмечает, что одной из важных причин крупных недостатков в
репертуаре драматических театров является неудовлетворительная работа
драматургов. Многие драматурги стоят в стороне от коренных вопросов
современности, не знают жизни и запросов народа, не умеют изображать
лучшие черты и качества советского человека. Эти драматурги забывают,
что советский театр может выполнить свою важную роль в деле воспитания
трудящихся только в том случае, если он будет активно пропагандировать
политику советского государства, которая является жизненной основой
советского строя.
В работе драматургов отсутствует необходимая связь и творческое
сотрудничество с театрами. Правление Союза советских писателей,
обязанность которого состоит в том, чтобы направлять творчество
драматургов в интересах дальнейшего развития искусства и литературы,
фактически устранилось от руководства деятельностью драматургов, ничего
не делает для повышения идейно-художественного уровня создаваемых ими
произведений, не борется против пошлости и халтуры в драматургии.
Неудовлетворительное состояние репертуара драматических театров
объясняется также отсутствием принципиальной большевистской театральной
критики. В роли театральных критиков в советской прессе выступает крайне
незначительное число специалистов. Газеты, литературно-художественные и
театральные журналы мало выдвигают новых критиков, способных объективно
и беспристрастно разобраться в пьесах и театральных постановках.
Отдельные критики руководствуются в своих оценках пьес и спектаклей не
интересами идейного и художественного развития советской драматургии и
театрального искусства, т.е. не интересами государства и народа, а
интересами групповыми, приятельскими, личными. Публикуемые статьи о
спектаклях часто пишутся малосведущими в искусстве лицами, деловой
разбор новых спектаклей подменяется в этих статьях субъективными и
произвольными оценками, не соответствующими действительному значению и
уровню спектаклей. Рецензии на пьесы и спектакли пишутся часто заумным
языком, мало доступным для читателей. Газеты «Правда», «Известия»,
«Комсомольская правда», «Труд» недооценивают огромного воспитательного
значения театральных постановок и отводят вопросам искусства крайне
незначительное место.
Совершенно неудовлетворительно ведутся газеты «Советское искусство» и
журнал «Театр». «Советское искусство» и «Театр», призванные помогать
театрам и работникам театров создавать идейно и художественно
полноценные пьесы и спектакли, робко и неумело поддерживают хорошие
пьесы, в то же время безудержно захваливают посредственные спектакли,
замалчивают ошибки театров и Комитета по делам искусств, культивируя тем
самым чуждые советской печати тенденции и нравы. Театральная критика на
страницах «Советского искусства» носит ведомственный характер,
приятельские отношения между критиками и театральными работниками,
частные интересы довлеют в ней над интересами общегосударственными.
Газета «Советское искусство» не сумела занять правильной и
принципиальной позиции в оценке драматургических произведений и работы
театров и тем самым не только не содействовала, но даже препятствовала
развертыванию большевистской театральной критики. Наличие такого рода
театральной «критики» приводит к тому, что некоторые критики, драматурги
и театральные работники утрачивают ответственность перед народом,
перестают двигаться вперед и не содействуют дальнейшему развитию
советского искусства.
ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Обязать председателя Комитета по делам искусства т. Храпченко в
кратчайший срок устранить отмеченные в настоящем постановлении серьезные
недостатки и ошибки.
2. Учитывая важное значение театра в деле коммунистического воспитания
народа, ЦК ВКП(б) обязывает Комитет по делам искусств и Правление Союза
советских писателей сосредоточить внимание на создании современного
советского репертуара.
ЦК ВКП(б) ставит перед драматургами и работниками театров задачу —
создать яркие, полноценные в художественном отношении произведения о
жизни советского общества, о советском человеке. Драматурги и театры
должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее
непрестанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему
развитию лучших сторон характера советского человека, с особой силой
выявившихся во время Великой Отечественной войны. Наши драматурги и
режиссеры призваны активно участвовать в деле воспитания советских
людей, отвечать на их высокие культурные запросы, воспитывать советскую
молодежь бодрой, жизнерадостной, преданной родине и верящей в победу
нашего дела, не боящейся препятствий, способной преодолевать любые
трудности. Вместе с тем советский театр призван показывать, что эти
качества свойственны не отдельным, избранным людям, героям, но многим
миллионам советских людей.
Необходимо, чтобы все писатели, способные создавать произведения
драматургии, активно, творчески включились в насущное дело создания
репертуара театров, достойного по своему качеству современного зрителя.
3. Поставить перед Комитетом по делам искусств в качестве основной
практической задачи организацию постановки в каждом драматическом театре
ежегодно не менее 2—3 новых высококачественных в идейном и
художественном отношении спектаклей на современные советские темы.
Обязать театры коренным образом улучшить качество постановок современных
советских пьес, выделять для постановок этих пьес лучших режиссеров и
артистов, добиваться высокого качества художественного оформления
спектаклей.
4. Предложить Комитету по делам искусств исключить из репертуара
безыдейные и малохудожественные пьесы, постоянно наблюдать за тем, чтобы
в театры не проникали ошибочные, пустые и безыдейные, малоценные
произведения.
5. Признавая важную роль театральной критики в развитии театрального
искусства, обязать редакции газет «Правда», «Известия», «Комсомольская
правда», «Труд», «Советское искусство» и «Литературная газета» привлечь
к работе в газетах политически зрелых, квалифицированных театральных и
литературных критиков, систематически публиковать статьи о новых пьесах
и спектаклях, вести решительную борьбу против аполитичности и безыдейной
театральной критики.
Обязать редакции республиканских, краевых и областных газет
систематически помещать статьи и рецензии о новых постановках местных
театров.
6. ЦК ВКП(б) отмечает, что серьезным препятствием для продвижения в
театры советских пьес является наличие большого количества инстанций и
отдельных лиц, имеющих право исправлять и разрешать пьесы к печати и к
постановке в театрах. Рассмотрением пьес занимаются работники местных
управлений по делам искусств, республиканские комитеты по делам
искусств, Главрепертком, Главное театральное управление Комитета по
делам искусств, Художественный Совет Комитета, руководители театров,
работники редакций и издательств. Это создает вредную волокиту и
безответственность и мешает быстрому продвижению пьес на сцены театров.
Предложить Комитету по делам искусств устранить препятствия, мешающие
опубликованию, распространению и постановке в театрах пьес советских
драматургов, сократить до минимума количество инстанций, занимающихся
рассмотрением пьес. Возложить на т. Храпченко личную ответственность за
своевременное, быстрое рассмотрение в Комитете пьес, написанных
советскими драматургами.
7. ЦК ВКП(б) устанавливает, что Художественный Совет при Комитете по
делам искусств не выполняет своей роли в деле улучшения качества
репертуара, повышения его идейного и художественного уровня. Ведет
работу замкнуто, результаты его деятельности не становятся достоянием
широких кругов театральной общественности, не освещаются в печати.
Обязать Комитет по делам искусств серьезно улучшить работу
Художественного Совета. На заседаниях Художественного Совета подвергать
критическому разбору новые пьесы и театральные постановки. Материалы о
работе Художественного Совета публиковать в газете «Советское искусство».
8. Разрешить Комитету по делам искусств совместно с Правлением Союза
советских писателей организовать в 1946—1947 г.г. Всесоюзный конкурс на
лучшие современные советские пьесы.
9. Учитывая крайнюю ограниченность репертуара театров союзных и
автономных республик и увлечение местных драматургов темами далекого
прошлого, обязать Комитет по делам искусств принять меры по переводу на
языки народов СССР и включению в репертуар театров республик лучших
произведений советской драматургии.
10. Поручить Комитету по делам искусств совместно с Правлением Союза
советских писателей провести осенью текущего года совещание драматургов
и деятелей театрального искусства по вопросу о репертуаре и совместной
творческой работе драматургов с театрами.
Протокол № 274 заседания Оргбюро ЦК ВКП(б) от 28 августа 1946 г., пункт
№ 7.
Вопрос решен опросом членов Оргбюро ЦК ВКП(б) 26 августа 1946 г.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 116. Д. 274. Л. 25—30. Подлинник. Машинопись.
Опубликовано: Большевик. 1946. № 16. С. 45—49.
Назад