Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. 1949-1952
Документ №104

Запись беседы министра иностранных дел СССР А.Я. Вышинского с временным поверенным в делах США в СССР У. Барбуром относительно предварительной встречи советского, американского, английского и французского представителей для выработки повестки дня совещания министров иностранных дел четырех держав1

03.02.1951
Секретно

В 15.40 принял Барбура, пришедшего по моей просьбе. Я вручил Барбуру ответ советского правительства (прилагается) на ноту США от 23 января 1951 года.

Барбур осведомился, на какое число намечено опубликование ноты. Барбур объяснил свой вопрос тем, что посольство не хотело бы информировать иностранных корреспондентов до того, как нота появится в советских газетах.

Я ответил, что опубликование ноты в печати и по радио намечено на среду, 7 февраля.

Барбур поблагодарил за сообщение.

Беседа продолжалась около 10 минут. Присутствовал т. Пастоев.

А. ВЫШИНСКИЙ

Приложение

НОТА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР ПОСОЛЬСТВУ США В СССР ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ВСТРЕЧИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СССР, США, АНГЛИИ И ФРАНЦИИ

5 февраля 1951 года

В связи с нотой правительства Соединенных Штатов Америки от 23 января 1951 года Министерство иностранных дел Союза ССР имеет честь заявить следующее.

1. Выполнение решений Потсдамского соглашения по вопросу о демилитаризации Германии и устранение расхождений в позициях четырех держав по этому вопросу имеет важнейшее значение для ослабления существующего ныне напряжения в международном положении и, несомненно, значительно содействовало бы улучшению отношений между Соединенными Штатами, Францией, Великобританией и СССР. Между тем Нью-Йоркское совещание министров иностранных дел США, Франции и Великобритании в сентябре 1950 года и последующие мероприятия правительств трех держав определенно направлены на воссоздание в Западной Германии регулярной германской армии и на такое огромное увеличение вооружений в Европе и в Соединенных Штатах Америки, которое создает все большую тревогу среди народов, еще недавно переживших потрясения и бедствия Второй мировой войны. Именно поэтому советское правительство взяло на себя еще 3 ноября прошлого года инициативу по созыву Совета министров иностранных дел для обсуждения вопроса о демилитаризации Германии. Поскольку правительство Соединенных Штатов, как и правительства Франции и Великобритании, также заявляет о стремлении к прочному улучшению отношений между Соединенными Штатами, Францией, Великобританией и Советским Союзом, а также к устранению причин существующего в настоящее время международного напряжения, советское правительство считает, что в таком случае не должно быть каких-либо оснований для дальнейшего откладывания созыва Совета министров иностранных дел.

2. Советское правительство не может пройти мимо того, что происходит в последние месяцы у всех на глазах. Если Нью-Йоркское совещание министров трех держав только выдвинуло вопрос о возрождении германских вооруженных сил и о восстановлении военной промышленности в Западной Германии, то с тех пор во многом уже раскрылось действительное значение этого решения трех держав. Всему миру известно, что между правительствами США, Франции и Великобритании, с одной стороны, и боннским правительством Аденауэра2, с другой стороны, ведутся уже не первый месяц далеко идущие переговоры, опасное значение которых понятно всем миролюбивым народам Европы. В этой связи следует отметить также факт переговоров генерала Эйзенхауэра3 с правительством реваншиста Аденауэра относительно включения восстанавливаемой германской армии в состав так называемых «объединенных вооруженных сил» и само назначение в данный момент генерала Эйзенхауэра главнокомандующим этими вооруженными силами, что никак не вяжется с официальными заявлениями о стремлении к миру. Нет ничего удивительного в том, что именно ввиду такого положения в Западной Германии поднимают голову крайние милитаристы и реваншисты и приобретают большой вес вчерашние гитлеровские прислужники из числа наиболее агрессивных элементов. Существующие намерения использовать возрождаемые германcкиe вооруженные силы в качестве послушного орудия определенной группировки держав построены на зыбкой почве, так как под покровительством правительства реваншистов вроде Аденауэра — Шумахера4 теперь в Западной Германии все больше укрепляют свое влияние и прямое господство озлобленные неудачами милитаристы из гитлеровских последышей, которые хотят сами использовать создавшееся положение в своих агрессивных империалистических целях. То обстоятельство, что, кроме того, в ряде государств Европы и в Соединенных Штатах Америки увеличение армий и гонка вооружений приняли невиданные размеры, разумеется, во многом усиливает напряженное международное положение и беспокойство среди народов.

Создалось такое положение, что совещание министров иностранных дел, в связи с тем или другим, откладывается все дальше, а наряду с этим не только не проводится демилитаризация Германии, но, напротив, проводятся мероприятия по восстановлению регулярной германской армии и военной промышленности в Западной Германии, а также другие многочисленные мероприятия, направленные к форсированной подготовке новой войны. Если такое положение будет продолжаться дальше, то совещание министров иностранных дел, очевидно, будет поставлено перед совершившимися фактами. Советское правительство уже заявляло о своем отрицательном отношении к такой политике совершившихся фактов. Возможно, что такая политика отвечает стремлениям тех или иных агрессивных кругов, но советское правительство не может не обратить внимания на недопустимость создавшегося положения.

3. В своей ноте правительство Соединенных Штатов сообщает, что оно считает необходимым запросить разъяснения по некоторым вопросам, затронутым в предыдущей ноте советского правительства. В частности, правительство Соединенных Штатов запрашивает, согласно ли советское правительство обсудить, кроме вопроса о демилитаризации Германии, также и другие вопросы, хотя правительство Соединенных Штатов и на этот раз ничего не говорит, о каких именно вопросах идет речь.

Советское правительство считает возможным обсуждение на сессии Совета министров иностранных дел также и иных вопросов, имея в виду, что эти вопросы будут рассматриваться Советом министров в том составе и в том порядке, как это предусмотрено Потсдамским соглашением между СССР, США, Великобританией и Францией.

Что касается замечания правительства Соединенных Штатов о том, что Пражское заявление не может быть принято в качестве основы для обсуждения, то по этому вопросу позиция советского правительства была уже изложена в его ноте от 30 декабря 1950 года. Само собой разумеется, советское правительство исходит при этом из равного права членов Совета министров иностранных дел вносить на обсуждение Совета любые предложения по вопросам, которые будут приняты к рассмотрению.

4. Правительство Соединенных Штатов в ноте от 23 января поднимает вопрос о задачах предварительного совещания представителей четырех держав. Позиция советского правительства по этому вопросу также была изложена в его ноте от 30 декабря 1950 года. Советское правительство считает, что предварительное совещание представителей США, Франции, Великобритании и СССР должно ограничиться выработкой повестки дня, включая установление очередности рассмотрения вопросов. Таким образом, в задачи предварительного совещания не должно входить рассмотрение по существу вопросов, включаемых в повестку дня.

5. Советское правительство не возражает против созыва предварительного совещания представителей четырех держав в Париже.

Аналогичные ноты советское правительство одновременно направляет правительствам Франции и Великобритании5.

АВП РФ. Ф. 07. Оп. 26. П. 49. Д. 173. Л. 6—12. Подлинник записи беседы и копия ноты.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация